Тяжелый танк PzKpfw VI Tiger (Тигр) — история, характеристики, интересные факты

22 июня 1941 года границы Советского Союза были нарушены на всём протяжении от Баренцева до Чёрного моря. Началась Великая Отечественная война, главную роль в которой (как и в предыдущих военных военных кампаниях вермахта) играли панцерваффе – танковые войска Германии, их основная ударная сила, которой они, надо признать, научились пользоваться виртуозно.
Предпосылки появления
Но в войне с СССР с самого начала что-то пошло не так: прославленные в предыдущих компаниях PZIII и PZIV столкнулись со значительно превосходящими их по тактико-техническим характеристикам (кроме разве что комфорта) «тридцатьчетвёрками» и уж совсем кошмаром танковых войск III Рейха — советскими КВ-1 и КВ-2.
Этих «товарищей» с огромным трудом брали танковые и противотанковые орудия, и лишь с помощью выставленных на прямую наводку зенитных пушек FlaK 18/36/37 калибра 88 удавалось пробивать бортовую броню КВ или лобовую – танка Т-34.
Надо сказать, что и орудия самих германских «панцеров» не впечатляли. Ведь основными калибрами пушек на начальных этапах войны на них были 37 мм, правда, потом орудие стали устанавливать уже калибром 50 мм, а позже, после первых столкновений с Т-34, и 76 мм. На PZ-IV пушка калибра 76 мм ставилась изначально.
История создания
В условиях войны с СССР германская экономика стала испытывать неизвестные ей доселе трудности — не помогали и ресурсы всей привлечённой для этого дела оккупированной Европы. Весь напряжённо работающий, созданный Гитлером-«объединителем» Евросоюз на справлялся с нуждами застрявшей в боях с советскими войсками германской армии.
Потому, для перелома военных действия на сухопутном фронте в свою пользу, сделали ставку не на количество, а на качество — создание тяжёлых танков прорыва, каковым стал Panzer-VI Tiger («Тигр»).
Первоначально танк разрабатывался в двух вариантах, от двух производителей: VK4501 (H) был выпущен концерном «Хеншель», а VK4501 (P) разрабатывался в конструкторских бюро Фердинанда Порше.

Оба созданных образца испытывались одновременно, притом в присутствии Гитлера. И во время пробегов с вариантом Порше случилась неприятность – загорелся моторный отсек. Так как танк VK4501 (P) был и более дорогим, в итоге всё-таки был принят на вооружение хеншельский вариант, как более простой в производстве.

А вот что было безоговорочно использовано из модели разработки Порше, так это башня и механизм её поворота – здесь технически решения на VK4501 (P) были более совершенными и передовыми.
Первые танки были направлены на фронт ещё в 1942 году, притом под Ленинград – что чуть не поставило крест на самой идее тяжёлого танка Германии. Дело в том, что «Тигр» был больше рассчитан или на применение в местности, покрытой густой сетью дорог, или для природных условий с сухим климатом, твёрдой почвой под траками гусениц.
Состояние почвы в пределах невского бассейна совершенно не подходило для такого использования — заболоченность, природная рыхлость подзолистого слоя, частые дожди, превращающие просёлки в топи.
У немецких танкистов был в ходу немудренный тест состояния дорог: один военный средней комплекции садился на плечи или на закорки другому – и если ноги стоящего погружались в грунт на 4 см – использование «Тигров» в этой местности становилось невозможным.
Область применения
Итак, под Ленинградом все задуманные преимущества танка использовать не удалось. Красноармейцы, сначала испытывающие перед танком почти суеверный страх, бороться с ним всё-таки научились – определив и слабые места в броне, и взяв во внимание его неторопливость.
Однако к 1943 году, в боях за Харьков, а потом на Курской дуге, все преимущества «Тигров» были показаны в полной мере. Командованию РККА даже пришлось (впервые, пожалуй, в практике) привлечь для психологического противодействия появлению «Тигров» профессиональных психологов, до этого находящихся в загоне или даже репрессируемых.
Но так или иначе, при появлении на поле боя в июле 1943 года целых танковых батальонов Манштейна, укомплектованных исключительно «Тиграми», у противотанковых частей РККА шансов выстоять в лобовом столкновении практически не было.
Но решение смещения приоритетов от количества к качеству для немцев создало ключевую проблему — создать батальонную группу «Тигров» (а это 45 танков) удавалось всего раза три-четыре. В основном же на поле боя выводили 12-15 машин, а остальные в это время находились в ремонте разных степеней сложности.
Однако, как танк прорыва, слома обороны «Тигр» использовался очень успешно. Например, массированное (батальонное) использование этого танка позволяло взломать оборону целой пехотной дивизии, усиленной танковой полком.
Дело в том, что качество советских снарядов, даже подкалиберных, значительно уступало по качеству как немецким, так и снарядам союзников. Так что даже пушка калибра 76,2 мм, созданная как противотанковая, на поле боя часто против Тигров была бессильна. Особенно впечатляла лобовая броня, с её усилениями в критических местах и с нужным углом наклона там, где это было возможно технологически.
Конструкция
Вооружение
От пушки 76 мм, планируемой в стадии проектирования, при серийном выпуске отказались сразу. Учли опыт противодействия с КВ обоих модификаций и сделали штатным орудием тот же ствол, что и у зенитной пушки FlaK 18/36/37, то есть 88 мм, с некоторыми доработками, чтобы сделать его более удобным в танке.
Главным преимуществом такого орудия стало его использование в паре с прицелом от Цейса - Turmzielfernrohr TZF 9b. Точность попадания при стрельбе с дистанции в километр была поразительной – снаряды точно ложились на объект размером 400х450 мм.

Расположение цилиндров откатника — боковое горизонтальное, затвор вертикальный клиновый полуавтомат. Воспламенение пороха в снаряде с помощью электрозапала. Патрон (гильза) унитарный, такой же, как у зенитного орудия, разве что вместо ударного капсюля вставлялась электрозапальная втулка.
Танк оснащался спаренным пулемётом MG-34, причём с 1943 года была разработана специальная танковая модификация KwMG-34/S и KwMG-34/4. Наводка осуществлялась вместе с пушкой, команда на открытие огня – педалью справа от наводчика.
Бронирование
Крыша башни и днище танка имело толщину брони 26 мм. Борта имели толщину бронеплит в 80 мм, однако в нижней части – не более 63 мм. Связано это было с тем, что дополнительную защиту обеспечивали катки гусениц.
Лобовой бронелист имел толщину в 100 мм. Одно из уязвимых мест «Тигра» было соединение башни и корпуса: при толщине брони верха корпуса в 30 мм башню часто клинило осколками крупных фугасных снарядов, поэтому на поздних выпусках танков стали устанавливать броневое кольцо-отбойник. Но в целом методы сварки броневых листов, их углы относительно поверхности-горизонтали делали танк практически неуязвимым.
Интересный факт
В учебном центре экипажей тяжёлых танков Падеборн стоял доставленный с фронта «Тигр» обер-лейтенанта Цабеля. В нём было 227 отметин от попадания бронебойных пуль 14,5 мм от противотанковых ружей, 14 – от снарядов 45 и 57 мм, и 11 – от снарядов пушки калибра 76. Имея такое количество попаданий танк Цабеля, тем не менее, своим ходом эвакуировался в тыл на 60 км.
Двигатель, трансмиссия
Бензиновый карбюраторный мотор Maybach имел 12 цилиндров, развивал мощность:
- первые 259 танков с мотором HL210 объёмом 21,3 литра – 650 л.с.;
- все последующие, с мотором HL230 объёмом 23,0 литра – 700 л.с.
Заправлялся этилированным бензином с октановым числом 74, ёмкость одной заправки – 530 л. Масло для главного двигателя, двигателя вентилятора охлаждения и для коробки передач было унифицированным, марки Motorenöl der Wermacht. Охлаждение двигателя было водяное, с радиатором на 120 литров и с четырьмя мощными вентиляторами.
Танк оснащался 12-ступенчатой (+8, -4) коробкой передач, сблокированной с многодисковым фрикционом и безвальной системой передачи, имеющей полуавтомат переключения. Передача же от двигателя к коробке передач была двухвальная, второй вал отбирал примерно 5% мощности на развороты башни. Механизм поворота башни был от штурвала.
Редукция с её тремя ступенями обеспечивалась коническим шестерёнчатым редуктором, который давал крутящий момент от КП на общий вал приводов в первой ступени, а во второй и третьей – посредством планетарного и цилиндрического редукторов от бортовой правой и левой главной передачи. Однако механизм поворота в дедукции задействован не был.
Ходовая
Индивидуальная торсионная подвеска сбыла с «шахматным» четырёхрядным расположением катков. Опорные катки имели обрезинивание, были большого диаметра, притом роликовой поддержки не имели. Ведущее колесо располагалось спереди.
Траки использовались двух типов, притом без мощной ремонтной и сервисной службы «№Тигр» воевать практически не мог – что было ещё одним его слабым местом. Транспортировочные гусеницы набирались из траков K.gs-63/520/l30, с шириной трака 520 мм. А вот боевые, Kgs-63/725/130, уже имели ширину трака в 725 мм. Всего траков в гусенице было 96. Соединение – пальцевое, с длиной пальца в 716 мм и диаметром стержня в 28 мм.
Радиосвязь
Штатная радиостанция, которой оснащался каждый танк панцерваффе, и «Тигр» в частности - FuG-5, с радиусом действия связи до 6,4 км в голосовом режиме и в режиме морзянки до 9,4 км. На командирском танке Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. Н1 (Sd.Kfz. 267/ 268, который выпускался с 1942 года, а сего их было 48, и использовались они как штабные полка, стояла рация FuG-8. Для командирского танка батальонного уровня ставили р/станцию FuG-7.
Средство связи размещалось в одном отсеке с питающим его 12-вольтовым аккумулятором. Внутри танка переговоры членов экипажа обеспечивались ларингофонной связью и наушниками, включёнными в танковый интерком. На случай выходя из строя внутренней связи она дублировалась простыми и понятными световыми сигналами.
ТТХ
Характеристика |
Значение |
---|---|
Экипаж |
5 чел. |
Длина с пушкой вперёд |
8,453 м |
Ширина |
3,7 м |
Высота |
2,93 м |
Клиренс |
0,43 |
Боевая масса |
57 тонн |
Боекомплект пушки |
92 снаряда |
Боекомплект пулемётов |
4 800 патронов |
Угол горизонтального обстрела |
360° |
Угол вертикального наведения |
От – 9 до +10° |
Двигатель |
Майбах, 12-цилиндровый, карбюраторный |
Максимальная скорость шоссе/грунтовка |
38/20 км/час |
Запас хода шоссе/грунтовка |
140 км/100 км |
Достоинства
Считался лучшим тяжёлым танком во 2 мировой войне по совокупности бронезащищённости, дальности поражения танков противника (до 2 000 м прямой наводкой), устойчивыми средствами связи и отличной оптикой наводки. К концу 1943 года избавился практически от всех «детских болезней», а с опытными экипажами представлял собой серьёзную угрозу даже для новейших танков РККА (серий ИС) и столь же тяжёлых «Шерманов» США.
Недостатки
Требовал серьёзной, технически высокооснащённой ремонтной базы с опытными работниками. Был дорогим в производстве.
В условиях войны на обширном театре военный действий, как это было на Восточном фронте против СССР, «летела» ходовая часть, так как она не была рассчитана на самостоятельное перемещение «Тигров» на большие расстояния. А специальных средств перевозки было мало.
Не каждый мост и не каждая открытая ж/д платформа могла выдержать вес Тигра.
Основным недостатком в контексте войны можно назвать малую численность Тигров — высокое относительно СССР и союзников качество не могло компенсировать численный перевес в несколько раз.
Участие в боях
Восточный фронт, против СССР: бои под Ленинградом в 1942 г, под Харьковом в 1943, на Курской дуге в 1943 и локальные бои на всём протяжении фронта до конца войны;
Западный фронт, а именно: африканский ТВД, армия Роммеля, итальянский ТВД, Сицилия, воевали в составе танковой дивизии «Hermann Goering», Арденны в 1945.
Модификации
- 1944 год – Тигр-2 или «Королевский тигр».
- Штурмтигр – тяжёлая САУ, вместо пушки комплектовалась 380-мм бомбомётом, не принятом в своё время на вооружении Кригсмарине. Получали переделкой получивших повреждения в боях обычных «Тигров», всего на вооружении состояло 18 таких машин.
- «Бепргетигр» - тяжёлая машина-эвакуатор, оснащённая 10-тонным краном.
- Ladungsliger Tiger – тяжёлая сапёрная машина, предназначенная для обустройства проходов в минных полях. Существовал в единственном экземпляре.
Где состоял на вооружении
Как оригинальные, так и скопированные танки семейства «Тигр» после войны состояли на вооружении Народной Армии Югославии (как, впрочем, и танки PZ-III и PZ-IV).
Интересные факты
VK4501 (P), то есть вариант Фердинанда Порше, от которого приёмная комиссия во время испытаний отказалась, всё-таки был танком более перспективным. В нём в качестве силовой промежуточной установки использовались электромоторы.
Из-за чего, кстати, он и выходил таким дорогим, так как электромоторы – это, в первую очередь, медь, идущая на обмотки статоров. То есть бензиновый двигатель Maibach вращал генератор, а тот уже передавал полученную электроэнергию на тяговые моторы. Как следствие использование в системе электрики потребовало и разработки элетротрансмиссии.
Несмотря на кажущуюся излишнюю сложность, такая схема значительно повышала КПД двигателя в целом, и лишь отсутствие меди хорошей очистки или хорошей марки не позволило создать электродвигатели со значительным запасом прочности. Что и сказалось на испытаниях – обмотки «движков» загорелись.
Выводы
Созданный вначале как танк прорыва, по мере приобретения опыта и доминирования на поле боя РККА изменилась концепция использования «Тигров» - его основной функцией стало истребление танков противника, чем он с успехом занимался до конца войны.
В последний год 2-й Мировой и Великой Отечественной технически превзойти его смог только советский тяжелый танк ИС-3, да и то только на бумаге — к моменту окончания боевых действий все «тройки» еще находились на заводе и в реальных боях принять участие просто не успели.

Тигр-I, впрочем, оставался непревзойдённым и в рамках германского танкостроения – экипажи даже в 1944-45 гг предпочитали его «Королевскому тигру». А многие технические решения получили своё развитие и в мировом танкостроении.