Танки ИС-1 и ИС-2 — история создания, описание, характеристики, конструкция, боевой путь

Любой советский школьник знал, что сокращение ИС обозначает "Иосиф Сталин". Эти тяжёлые танки выпускались с 1943 года по 1953 год. Их было несколько видов и модификаций. Все версии "ИС" создавались на базе машин КВ-1 и КВ-13. В этой статье мы рассмотрим два схожих танка — ИС-1 и ИС-2. Про ИС-3 можно почитать в этой статье.
Путешествие в прошлое
Ключевым предлогом для старта разработок было появление немецких Тигров — КВ-1, КВ-1С и Т-34 не могли вести эффективный бой с тяжелыми немецкими танками. Эта тяжёлая техника представляла серьёзную угрозу и могла переломить ход войны. В то время отсутствовала информация об уязвимости "Тигров", поэтому необходимость получения альтернативы казалась очевидной.
В последние дни зимы 1943 года было опубликовано постановление ГКО № 2943сс, которое предписывало танковому комбинату в Челябинске и Кировскому заводу (город Ленинград) разработать и продемонстрировать две единицы танка ИС. Базовой моделью была машина КВ-13.
Один завод создавал модель с пушкой 76,2 миллиметров, другому было поручено оснастить своё детище пушкой 122 мм. Её позаимствовали у КВ-9, а создаваемый образец назвали ИС-2.
Совсем скоро, с конца марта по 18 апреля начались испытания. Комиссия выявила, что танки ИС имеют при меньшем весе более мощное бронирование. Этого удалось достичь за счёт уплотнения компоновки. Повысилась и скорость передвижения.
В последний день испытаний наши смогли захватить немецкий "Тигр 1": техника была доставлена на полигон и проверка ИС-1 продолжилась. Было выявлено, что орудия новой советской машины не в состоянии пробить бронированную защиту вражеской новинки.
В первые дни мая 1943-го вышло постановление ГКО о необходимости усилить артиллерийское оснащение танков и самоходных установок. Созданное 85-мм орудие должно было справляться с вражеской бронёй. Конструкторы решили совместить баллистику зенитной пушки 52-К с башней танка КВ-1с, поэтому новинка отправилась на доработки.
На стадии компоновки возникло понимание, что пушку 85 миллиметров при диаметре погона башни 1536 миллиметров ставить нельзя. Пришлось расширять погон до 1810 миллиметров: башня рассчитывалась на трёх человек, увеличился объём боевого отделения и длина самого танка. Ходовая потребовала добавления шестого катка. Общая масса стала 44 тонны, а удельная мощность понизилась.
К началу лета были подготовлены два варианта танка: у каждого были изменены корпус КВ-13 с обновлённой башней с возможностью использовать пушку 85 миллиметров. У версии № 1 была пушка С-31, у танка № 2 было орудие Д-5Т. Танки имели общее название "Объект-237". Существовали ещё и "Объект-239" (прототип КВ с башней ИС-85 и орудием Д-5Т) и "Объект-238" (КВ-85Г с орудием С-31, вмонтированной в башню от КВ-1с). Июльские испытания вариантов с орудием Д-5Т допустили к проверке, оба танка получили хорошие отзывы и принимались на вооружение.
Объёмы производства танка
Цифры военной приёмки свидетельствуют о том, что в октябре 1943 года было выпущено 2 единицы. В следующем месяце с конвейера сошли 23 единицы. В декабре 1943-го фронт получил ещё 40 танков. Столько же машин было выпущено и в январе 1944 года. Всего страна получила 107 единиц (с учётом опытных моделей, которые стали прототипами).
Обзор конструкции

Добиться высоких показателей помогла принципиально новая планетарная КП. В ИС использовалось огромное количество запчастей от КВ. Новинка характеризовалась классической компоновкой.
Корпус разделялся на отсек управления (здесь находился мехвод), боевое отделение и моторную часть. Боевое отделение объединяло корпус и башню. Здесь были орудие, запас снарядов, часть топливных баков. ДВС и механизмы трансмиссии находились на корме.
Характеристики
Полная масса перед боем, т | 44,25 |
Длина корпуса, миллиметров | 6680 |
Ширина корпуса, мм | 3075 |
Высота, мм | 2730 |
Клиренс, мм | 466 |
Скорость по трассе, км/час | 38 |
Скорость по бездорожью, км/час | 14 |
Удельная мощность, л. с./т | 12 |
Преодолеваемый подъём, градусов | 37,5 |
Преодолеваемая стена, метров | 1,24 |
Бронирование
Для корпуса использовались катаные листы стали толщиной от 20 до 90 миллиметров. Лобовую часть танка специально отливали, максимальная толщина доходила до 120 мм. Соединение всех частей осуществлялось сваркой. Сложную форму башни получали путём отливки. Лобовой элемент башни отливали отдельно и соединяли болтами.
Отдельная часть - маска орудия. Она имела три отверстия - под пушку, спаренный пулемёт и прицел. Башню ставили на погон с диаметром 1810 мм, фиксация осуществлялась захватами: это защищало от сваливания при значительном крене.
Конструкция соприкосновения погонов предполагала небольшое утопление в крышу боевого отсека, что спасало от клина при прямом попадании. Механик сидел по центру в передней части корпуса. Компоновка ИС-1 была плотная, в ней не хватало места для пятого танкиста (в КВ-1с это был стрелок-радист).
Задачи пятого танкиста разделяли водитель и командир. У командира была маленькая башенка. Для входа имелись люк командира и люк заряжающего. В случае аварии покинуть танк можно было через нижний люк. Для загрузки боекомплекта и заправки были предусмотрены дополнительные отверстия.
Вооружение
Пушка Д-57 с калибром 85 мм монтировалась на цапфах в башне, что позволяло её уравновешивать. Углы наводки орудия находились в пределах от −5,5 до +25,4°, при фиксированном положении башни точность залпа была велика. В боекомплект входило 59 выстрелов. Танк мог стрелять бронебойными снарядами.
Для уничтожения пехоты использовались осколочные снаряды О-366. В то время выпускалась масса модификаций, некоторые версии использовались в качестве фугасов. Есть сведения, что бронебойный снаряд Бр-366 пробивал на расстоянии 0,5 км стальную плиту с толщиной 114 мм.
Танк комплектовался тремя пулемётами ДТ калибром 7,62 мм (кормовой, спаренный и курсовой). Пулемёт можно было демонтировать и задействовать вне машины. Курсовой пулемёт был расположен справа от водителя и крепился в особом бронированном патрубке. Уже после первых боёв от него отказались - он был неудобен. На экипаж полагалось 2550 патронов, очень часто танкистам давали гранаты и сигнальные ракетницы.
Двигатель
Танк оснастили четырёхтактным дизельным ДВС, имеющим 12 цилиндров (развивал мощность 530 л. с.). Для запуска применили стартер с ручным и электрическим приводом. Была возможность альтернативного запуска сжатым воздухом (в боевом отсеке машины предусмотрели два резервуара). Облегчал пуск электромотор с мощностью 0,885 киловатт.
Дизельная установка В-2ИС комплектовалась ТНВД марки НК-1. Фильтр "Мультициклон" не пропускал грязь, которая была в воздушной смеси. В холода облегчал запуск ДВС особый подогреватель. Иногда танкисты использовали его в качестве обогрева башни. К трём топливным бакам прилагались 4 навесные бочки.
Трансмиссия танка
В составе механической трансмиссии был многодисковый основной фрикцион, работающий по принципу сухого трения. Изменять скорость движения позволяла коробка передач (на 4 ступени) с универсальным демультипликатором. Танк мог перемещаться на восьми скоростях вперёд и на двух назад.
За повороты отвечали два двухступенчатых механизма с универсальным блокировочным фрикционом сухого вида. Экстренную остановку обеспечивали тормоза ленточного вида. В схему передачи крутящего момента от ДВС к ведущему валу были встроены два бортовых редуктора. Все приводы были механическими.
Электрическое оборудование
В танке ИС-1 была однопроводная проводка. Для получения электроэнергии был предусмотрен генератор ГТ-45633А. Его работу регламентировал реле-регулятор РРА-24Ф, который соединялся с двумя АКБ (марка 6-СТЭ-128). Ёмкость 128 А·ч позволяла питать мотор поворота башни, обеспечивать внутреннее и внешнее освещение.
Заряда хватало для подсветки всех приборов, танк издавал звук и имел сигнал от перевозимой пехоты к экипажу. От электричества работали все приборы КИП, электрический спуск пушки и пулемётов, радиостанция, внутреннее устройство для переговоров, стартер и бобины свечей запуска в мороз.
Ходовая часть танка
ИС-1 оснастили индивидуальной торсионной подвеской, она полагалась к каждому цельнолитому катку (всего их было 12). К бронированному корпусу приваривали ограничители хода подвески. Ведущие колёса размещались в кормовой части танка.
Верхняя ветка гусеницы придерживалась поддерживающими катками (по три на каждую сторону). Натяжка гусениц была винтового вида, в составе каждой гусеницы было по 86 траков (их ширина 65 см).
Приборы наблюдения и прицелы
Танк комплектовался двумя приборами МК-4 (они позволяли наблюдать за тем, что происходит вне танка). Ими пользовались командир и заряжающий. Башенка командира имела 5 смотровых щелей со стеклянной защитой.
В распоряжении механика-водителя был смотровой прибор с триплексом. Его устанавливали на лобовой бронеплите (для этого был предусмотрен люк-пробка). В зависимости от обстановки прибор можно было ставить в разном положении.
Вести огонь из пушки помогали два прицела. Телескопическое устройство 10Т-15 давало шанс бить прямой наводкой, стрелять с закрытой позиции позволял перископическое приспособление ПТ4-15 (его головка защищалась особым колпаком из брони). Стрелять ночью помогала подсветка. Некоторые кормовые пулемёты ДТ комплектовали прицелом ПУ, дающим трёхкратное увеличение.
Связь
В комплекте танка была радиостанция 10Р (реже 10РК-26). Это был комплект из передатчика, приёмника, умформеров. Питание осуществлялось от бортовой сети на 24 вольта. Во время стоянки танка радист мог общаться с абонентами на удалении 22 км. Во время передвижения этот показатель уменьшался. Если возникала необходимость говорить на серьёзном расстоянии, то в ход шла морзянка.
Радиосвязь осуществлялась по двум фиксированным каналам. Все неудобства компенсировались тем, что радиостанция была очень простой. Танкисты общались через переговорное устройство ТПУ-4-Бис, с сильным шумом боролась шлемофонная гарнитура.
О модификациях
Выпущенные ИС-1 не имели между собой внушительных различий, поэтому эта серийная машина не имела модификаций. В середине октября 1943 года запустили линейку ИС-85, но уже спустя 30 дней на вооружение приняли ИС-2. По ряду документов "Объект-240" был танком ИС-2. Его производство свернули в январские дни 1944-го.
Машины на основе танка
Фронт нуждался в большом количестве самоходных артустановок. На базе танка ИС решили создавать САУ. Этим занялся завод № 100, танк дополнили пушкой МЛ-20С. Ведущим конструктором был Г. Н. Москвин. В конце осени 1943 года страна получила самоходку, которая имела маркировку ИСУ-152. Позже была создана самоходка ИСУ-122, но считать её модификацией танка ИС ошибочно.

В производство не пошёл "Объект 234 У-11". Неудачным оказался вариант компиляции танка ИС с пушкой от КВ-9. Военное начальство решило, что башня КВ давно устарела. Прошло понимание, что необходимо создавать новую просторную башню, её использовали на танках КВ-85 и КВ-1С. Был ещё "Объект 244": это опытный танк с пушкой Д-5-Т-85БМ.
В этой машине предполагалось устанавливать опорные катки по проекту завода № 100. Их должны были ставить на танк ИС-6.

Но этот вариант не позволял развивать большую скорость. Мало сведений имеет "Объект 248": это опытная машина на базе танка ИС, оснащённая пушкой С-34 с диаметром 100 мм.
О боевом применении
Наблюдение за поведением танка в бою поручили майору А. Шамину. Эту машину применяли в качестве тарана при прорыве мощных укрепрайонов немцев.
Первый бой был 19 февраля 1944 года у городка Лисянка. Из-за неполадок в сражение вступило только пять единиц из десяти имевшихся. Было установлено, что пушки "Пантеры" и "Тигра" способны без труда пробивать лобовую часть танка. Все наши машины были потеряны.
Второе применение было под Уманью: ИС-1 оказались в зоне поражения немецких зениток, но броня танков выдержала. Машины пришлось сильно ремонтировать.
Шамин составил отчёт, что ИС-1 не имеет преимуществ перед тяжёлыми немецкими образцами. Рапорт майора повлиял на судьбу модели, её решили менять на более перспективный ИС-2.
В ходе эксплуатации было выявлено огромное количество технических недочётов. Уцелевшие образцы ИС отдали командному составу. Последний раз ИС-1 замечен во время Восточно-Карпатской операции, проходившей в начале осени 1944 года.
Сравнение с немецким "Тигром"
Если устроить скоростное ралли между этими двумя машинами, то первые сотни метров они будут мчать ноздря в ноздрю. Уже через минуту немецкий хищник начнёт немного обгонять ИС-1, но в боевых условиях такая резвость иногда губительна.
Если устроить гонку задним ходом, то у советской машины двукратное преимущество (задним ходом "Тигр" набирает всего 8 км/час). Зато немецкий танк быстрее поворачивается на месте, описываемый им радиус намного меньше. Если брать во внимание броневую защиту, то ИС крепче.
Зато "Тигр" в бою может выпускать дым и прятаться в невидимых зонах. Победить в прямом боестолкновении ему поможет ограниченное время перезарядки. У советского танка этот показатель в 2 раза выше и составляет 20 секунд. У танков одинаковая скорость поворота башни и сопоставимые углы наклона пушки.
Танк в массовой культуре
Ограниченный выпуск танка не позволил использовать его в кинематографе, обилие тридцатьчетвёрок решило проблемы режиссёров. Зато ИС-1 встречается минимум в десяти компьютерных играх, обязательно надо назвать:
- War Thunder. Это знаменитый проект, который разработан и издаётся корпорацией Gaijin Entertainment. Игра посвящена технике, применявшейся во время Второй мировой.
- World of Tanks. Это игра рассчитана на большое количество пользователей и посвящена технике середины 20 века. ИС-1 прокачивается как тяжёлый танк седьмого уровня и имеет родное наименование "ИС".
- World of Tanks Blitz. Развлечение рассчитано на большое количество виртуальных игроков, многое позаимствовано из игры "World of Tanks". Своё наименование танк в игре не меняет.
- Steel Division: Normandy 44. Это стратегия в реальном времени, разработчиком является компания "Eugen Systems", а издателем "Paradox Interactive". Игра описывает события Второй мировой, которые имели место в Европе после высадки Союзников в Нормандии.
- В тылу врага 2: Штурм. Стратегия в условиях реального времени разработана корпорацией "Digitalmindsoft". Издателем выступила фирма "1С-СофтКлаб ". Это продолжение стратегии "В тылу врага 2".
Памятник в виде танка ИС-1 есть возле исторического музея в Киеве (Печерский район). Образец машины имеется в одном из музеев Подмосковья.