Танк Т-34 — легенда советского танкостроения, история, описание, характеристики, интересные факты

Эта бронированная гусеничная машина стала наиболее массовой за всю историю. Уже в первые годы Великой Отечественной она оказалась живой легендой. Т-34 - средний танк, серийный выпуск которого начался в СССР с 1940 года. С 1942 по 1947 год он являлся основным, с 1944-го появился более совершенный брат - танк Т-34-85.
Общая информация
Техническая единица разрабатывалась КБ ХТЗ, ключевым инженером и душой проекта был Михаил Ильич Кошкин. Залогом успеха послужило задействование в танке принципиально нового дизельного ДВС. Мотор В-2 отличался экономичностью и повышенной мощностью.
От предшественника БТ удалось унаследовать превосходное сочетание мощности ДВС к боевой массе машины. Примечательное достоинство танка - большой модернизационный потенциал. Можно было легко дорабатывать модель прямо в условиях массового производства, и это не мешало наращивать объёмы выпуска.
С началом войны все мощности были перемещены или развёрнуты с нуля на заводах Сибири и Урала. Ведущей организацией был Уральский танковый завод № 183.

Танк повлиял на ход войны, стал прототипом для рождения новых моделей и вдохновлял конструкторов мира. При его проектировании разработчики нашли оптимальное соотношение между боевыми, эксплуатационными, защитными, ходовыми параметрами и ресурсоемкостью производства.
Тридцатьчетвёрка стала символом Великой Отечественной, до наших дней сохранилось большое количество целых единиц, точного числа музейных экспонатов никто не знает.

История создания
В 1934 году был разработан танк Т-29. Конструкторы воплотили в реальность идею создания быстроходной средней гусеничной машины, которая имела более мощное орудие и не боялась попадания пушечного снаряда.

Но через 2 года пришло понимание, что эта модель в серийный выпуск не пойдёт, чертежи и реально созданный образец не соответствовали. Одновременно имела место напряжённость на заводе в Харькове - модернизация БТ-7 не продвигалась.
Проблема крылась в несовершенстве колёсно-гусеничного движителя этих танков. Наркома Орджоникидзе заинтересовали идеи конструктора Михаила Ильича Кошкина — он являлся сторонником использования в быстроходном среднем танке гусеничных катков большого размера.

Талантливый изобретатель был командирован из Ленинграда в Харьков, на прежнем месте он хорошо проявил себя. Ещё до получения задания на разработку новой модели группа конструкторов под началом Кошкина принялась разрабатывать рациональную схему колёсного хода.
Важным достижением Михаила Ильича было то, что он смог собрать вокруг себя талантливых помощников, совместно с А. Морозовым и Н. Кучеренко была доработана модель танка БТ-7М. Многие идеи, разработки и инновации позже пригодились при создании Т-34.
Надёжные помощники могли одновременно вести несколько проектов, умело комбинируя технологии и унифицируя танкостроение. В конце 1937 года под группу Кошкина создали отдельное конструкторское бюро (КБ-24). В нём царила творческая атмосфера, было выделено несколько рабочих подгрупп, каждую возглавлял профильный специалист:
- Инженер по корпусу - М. Таршинов.
- Специалист по башне - Ю. Миронов.
- Конструктор по силовой установке - М. Котов.
- Инженер по ходовой - С. Брагинский.
- Разработчик трансмиссии - Я. Баран.
Создатель сразу был нацелен на использование дизельного ДВС. Для упрощения последующих задач вся документация сразу была нацелена на серийный выпуск.
Даже станки и инструменты применялись обычные, рабочие. Кошкин первым внедрил стендовые испытания. Главный принцип работы его команды - работа на опережение времени.
Новый танк вместо БТ
Танки линейки БТ были на вооружении СССР с 1931 года. В 1937 году ещё выпускалась модель БТ-7.

В октябре АБТУ выдало заводу № 183 ТТТ на создание танка с индексом А-20. Основные требования были такими:
- Привод на 6 колёс.
- Колёсно-гусеничный быстроходный тип.
- Общий вес для боя - не более 14 тонн.
- Вооружение - пушка на 45 миллиметров, три пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты. 20% выпускаемых моделей должны иметь зенитное орудие.
- Боевой комплект: 150 снарядов 45-мм или 50 на 76-мм. 3000 патронов для пулемёта.
- Лобовая броня - 25 миллиметров, башня в виде конуса - 35 миллиметров, броня бортов и кормы - 15 мм, дно и крыша - до 10 миллиметров.
- Скорость передвижения - от 7 до 70 километров в час.
- Дизельный ДВС с мощностью 400 л. с.
- Запас хода до 400 километров.
- Дорожный просвет - 400 мм, высота боевой машины - 2300 мм.
Первоначально под этот танк было создано отдельное КБ, им руководил Адольф Дик. Готовый проект вышел с опозданием на 45 дней, за это руководитель сел в тюрьму на 10 лет. Бюро реорганизовали, руководить созданием нового танка поручили Кошкину.
Весной 1938 года проект был утверждён, но у руководства страны были сомнения относительно выбранного ДВС. К тому времени в СССР изобрели марку стали, которая повышала ресурс ходовой части. Было принято решение дорабатывать танк до чисто гусеничного варианта.
Чуть позже было принято решение усилить машину лобовой бронёй 30 мм. К тому времени уже имелся большой опыт боёв в Испании, будущую танковую легенду оснастили пушкой 76 мм, экипаж увеличили до 4 человек. Много хороших подсказок сделал Д. Павлов, ветеран испанских событий.
Последующий год шла разработка и испытание моделей А-20 и А-32. Между Кошкиным и военными шли горячие споры относительно будущего этой машины. В мае 1939 года начались ходовые испытания.


Гусеничный вариант лишь немного уступал по скорости, зато он имел внушительное преимущество по проходимости и возможность усиления корпуса броней. 19 декабря было издано знаковое распоряжение Комитета обороны. Постановление № 443 обязывало взять на вооружение танк Т-32, оснастить его двигателем В-2, доработать пушку и спарить с ней пулемёт, улучшить обзорность. Новинку назвали «Т-34».
В конце зимы 1940 года два опытных танка прошли тяжёлые испытания под Харьковом. В первых числах марта их замаскировали и отправили своим ходом в Москву по просёлочным дорогам. В колонне ещё было два тягача "Ворошиловец". В пути у одного танка сломался главный фрикцион. 17 марта состоялся показ на Ивановской площади в Кремле.
Сталину техника понравилась, её проверили обстрелом на полигоне. Прямое попадание снаряда в лоб башни стало поводом усилить броню в этом ответственном месте. Окончательные испытания завершились на Карельском перешейке (там оставались препятствия линии Маннергейма).
31 марта вышел указ о начале серийного производства, до конца года надо было выпустить 200 единиц. С 1942 года планировалось производить 2000 машин ежегодно. Чертежи танка утвердили Ворошилов, Лихачёв, Горегляд.
В апреле танки своим ходом шли из Москвы в Харьков. В дороге одна из машин упала в воду. Кошкин был сильно простужен и ещё промок при ликвидации последствий. Эта поездка стоила ему жизни.
Конструкция танка

У Т-34 классическая компоновка. В составе экипажа механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий и командир. Последний выполнял задачу наводчика.
Особых отличий в линейных моделях не было, всё зависело от завода и года выпуска. Высокая ремонтопригодность машины позволяла собирать новые единицы из уцелевших частей подбитых танков прямо в полевых условиях.
Корпус и башня
Броневой корпус сваривали из стальных плит (марка 8С). Благодаря рациональным углам наклона боков броневая защита существенно повышалась. Конструкция была усилена балками и добавляла жёсткости. С годами толщина плит увеличивалась и была привязана к определённому участку машины.
Башня была рассчитана на командира и заряжающего, её лоб был изогнут. Первоначально она была сварная, позже появились литые версии. На УЗТМ выпускали штампованные башни.
В середине войны стали выпускать круглые и шестигранные башни, но дополнительного комфорта они особо не давали. Для вращения предусмотрен электромотор МБ-20А. Передаточное отношение от вала мотора к башне - 1257:1
Вооружение
Основным оружием боя ранних танков являлась пушка 76 мм образца 1938 года. Перед войной стали ставить более передовой вариант. Боекомплекта хватало на 77 выстрелов.
К середине войны танк мог брать в бой до сотни снарядов (бронебойные, осколочные, подкалиберные, фугасные, картечные). Т-34 был оснащён двумя пулемётами ДТ, запас патронов превышал 3000 штук.
Связь и средства наблюдения
При отсутствии боестолкновения механик-водитель наблюдал за ситуацией из своего открытого люка. Во время сражения он пользовался призменными перископическими смотровыми приборами. В распоряжении стрелка-радиста был диоптрический прицел с ограниченным полем обзора. После 1942 года в танках были смотровые щели.
В разные годы для улучшенного обзора применялись всевозможные смотровые приспособления. Первые образцы были вообще без раций, лишь некоторые единицы комплектовались радиостанцией 71-ТК-3. Позже использовали установку 9-Р. В самом танке было внутренне переговорное устройство.
Мотор и трансмиссия
В каждом танке был установлен V-образный двигатель на 12 цилиндров. Он имеет жидкостное охлаждение и струйный распылитель солярки, работающий от двухвального механизма DOHC. В первый год войны дизелей В-2 не хватало, приходилось устанавливать доработанные авиационные моторы.
Классический двигатель тридцатьчетвёрки имел мощность 500 л. с., стандартные обороты находились в пределах 1750 об/мин, вес - 1 тонна. Весомым недостатком был ресурс - уже через 50 первых моточасов он требовал ремонта.
В качестве воздухоочистителя использовался "Помон". Общая ёмкость топливных баков первых образцов составляла 460 литров. Запас хода удалось повысить за счёт наружных навесных ёмкостей. Система смазки предполагала наличия двух баков по 40 литров.
В конструкции выхлопной системы отсутствовал глушитель. В трансмиссию входили сухой фрикцион, трёхходовая КП, механизм поворота, ленточные тормоза. Электросеть танка имела две системы (12 и 24 вольта), они были объединены с четырьмя свинцовыми АКБ.
Во время хода источником напряжения был генератор ГТ-456ЗА (мощность до 1000 ватт). В танке было пять электрощитов. Для избавления от пороховых газов использовалась система вентиляции с мотором МВ-12.
Ходовая часть
В танке Т-34 использовалась подвеска Кристи, перешедшая от серии БТ. Но её заметно модернизировали. С каждого борта ходовая часть имела по пять сдвоенных катков (диаметр 0,83 м).
Спереди был ленивец, который задавал направление. Ведущие колёса были сзади. Опорные катки отличались - каждый завод использовал собственную технологию. Катки крепились на балансирах. Ролики делали с желобками - это обеспечивало зацепление с гребнем трака.
Гусеницы производились из стали, плоские траки чередовались с гребневыми. Поздние модели танков имели более узкие гусеницы с меньшим числом траков. Хорошую проходимость обеспечивали грунтозацепы. Соединение траков осуществлялось с помощью шплинтов, клиньев или вальцами.
Основные характеристики Т-34
Параметр | Значение |
---|---|
Боевая масса | 26 - 31 тонна |
Длина корпуса с пушкой | 5964 мм |
Ширина | 3000 мм |
Высота | 2405 мм |
Мощность двигателя | 500 л. с. |
Скорость по шоссе | 54 км/час |
Запас хода по бездорожью | 230 км |
Преодолеваемый подъём | 36° |
Удельное давление на грунт | 0,62 кг/см² |
Дальность стрельбы | до 6,4 км |
Тип брони | стальная катаная гомогенная высокой твёрдости |
Клиренс | 400 мм |
Общая оценка
Каждый школьник знает, что благодаря танку страна выиграла Великую Отечественную. Даже генералы вермахта высоко оценивали тридцатьчетвёрку и не могли производить что-то подобное из-за низкого качества немецкой стали.
Танк надёжен, прост в управлении, его сборку можно организовать на любом машиностроительном заводе. Многим танкистам он спас жизнь, помог прославиться и сделал героями.
Огневая мощь
Даже первые пушки Л-11 и Ф-34 давали машине серьёзные преимущества. Танкисты без труда поражали бронетехнику, пехоту, укрепления противника. Перед боем в танк загружали несколько разновидностей боеприпасов, что повышало шансы на победу и спасение в непростой ситуации.
Используемые снаряды были эффективны, могли убить десятки солдат врага при большом скоплении. Если сравнить его с осколочно-фугасным снарядом 76,2 мм пушки танка "Шерман", то заряд американца 390 граммов имел символический эффект.
В первые годы войны пушка Ф-34 не пробивала броню немецких танков, но после доработки снаряда эффективность возросла в 2-3 раза.
Защищённость
Даже в первые дни войны броня легко выдерживала удары вражеских снарядов. Лишь на очень близком расстоянии при удачном попадании в уязвимые места немцам удавалось подбивать Т-34.
Успеха немцы добивались при стрельбе кумулятивными снарядами на близком расстоянии (до 300 метров). В 1942 году враг стал использовать 50-мм пушку Pak 38, что добавило проблем нашим танкистам.

Наиболее серьёзную угрозу для Т-34 представляли 75-мм орудия Pak 40.

Однако инженеры постоянно дорабатывали конструкцию, улучшали качество брони и её толщину. Угроза от длинноствольных орудий 75 миллиметров компенсировалась их малым числом.
Технологичность, надёжность
Именно простота конструкции и методика изготовления позволяли производить машину в больших количествах, а ремонт её мог осуществить обычный танкист без особых инженерных знаний.
Танк без труда «каннибализировался» — запчасти быстро снимали с подбитых машин, ремонт производился в полевых условиях. На заводских сборочных линиях можно было использовать рабочих без квалификации и подготовки. К делу привлекали подростков и женщин.

Аналоги
Наиболее родственной по классу и области применения техникой были немецкий танк PzKpfw IV.

А также британский Comet А34.

Наиболее родственный по параметрам аналог - это М4 Sherman.

Он уступает Т-34 по толщине бортовой брони и подвижности. У них очень похожие орудия, но американец оснащён более качественной ходовой частью. Он считается более комфортным и надёжным.
У версии Sherman Firefly было лучше бронепробитие, а вот осколочный снаряд сильно уступал. Если сравнивать Т-34 с грозными Тиграми и Пантерами, то наша техника выигрывала массовостью, что на поле боя оказалось более эффективно, но увеличивало гибель как техники, так и экипажей. Для решения этой проблемы разрабатывались тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, а после них и ИС-3, который к концу войны принять участие в боевых действиях не успел.
Модификации
На протяжении всего периода выпуска танк пытались модернизировать и дорабатывать. Некоторые разработки остались засекречены, неудачные образцы не имели перспектив развития. Потерпели фиаско попытки ставить на Т-34 пушку ЗИС-4 (57 мм).

С 1942 по 1944 год выпускали машину ОТ-34: танк вместо курсового пулемёта имел огнемёт и управлялся тремя танкистами.

Существовали экранированные образцы - их дополнительно усиливали бронёй.

На базе Т-34 выпускали:
- СУ-122. Самоходная гаубица имела неподвижную рубку, выпускалась с 1942 по 1944 год.
- СУ-85. Истребитель танков был необходим для борьбы с немецкими тяжёлыми танками. С лета 1943 по осень 1944 года было выпущено 2335 единиц.
- СУ-85М - переходной вариант с пушкой 85 мм. Всего произвели 315 единиц, особой пользы самоходка не имела из-за отсутствия специальных снарядов.
- СУ-100 имела мощное орудие, более крепкий корпус. Она производилась с 1944 по 1946 год. Эти машины до сих пор есть на хранении и участвовали в военных конфликтах до конца 20 века.
- ЭСУ-100. Машина была аналогом немецкого "Фердинанда", но в боях не участвовала, одобрения на серийный выпуск не получила.
Практически нет сведений о СУ-122П и СУ100М1. На базе Т-34 выпускались самоходные тягачи, мостоукладчики, зенитные установки.
Ближе к концу войны, в январе 1944 года, на вооружение был принят танк «Т-34-85» с оружием калибра 85 миллиметров.

Усиление бронирования башни и мощности орудия значительно повысили боевую эффективность танка относительно своего предшественника.
Объёмы выпуска
В 1940 году было произведено 112 единиц (включая два прототипа). В 1941-м это число заметно возросло: выпустили 2996 штук. В последующие годы производилось:
- 1942-й: 12527.
- 1943-й: 15821.
- 1944-й: 14648.
- 1945-й:12551.
- 1946-й: 2707.
Всего за эти шесть лет собрано 61362 единицы Т-34, среди них 35312 - это модель Т-34-76. В это количество не входят ремонтные машины, мостоукладчики, эвакуаторы и командирские танки.
Машину выпускали не только в Харькове, но и на заводе "Красное Сормово" (Горький), в Омске (завод № 174). До 1942 года Т-34 производил Сталинградский тракторный. Выпуск был поручен Челябинскому тракторному заводу и УЗТМ (Свердловск). Завод из Харькова эвакуировали в Нижний Тагил.
Страны-эксплуатанты
Этот танк был на вооружении не только в СССР. Нацисты охотно восстанавливали трофейные образцы и пускали их в бой — вполне логично, учитывая количественное превосходство СССР и союзников.

Несколько захваченных машин было на вооружении у Финляндии. Легенда была в арсенале всех стран Варшавского договора. До наших дней Т-34 используются в армиях Вьетнама, Гвинеи, Йемена, Кубы, Северной Кореи.

Совсем недавно Лаос передал России 30 танков для киностудий и демонстрационных задач. Легендарный танк был на вооружении Намибии, Конго, Монголии, Египта, Кипра, Сирии и прочих стран, с которыми сотрудничал СССР.
Участие в войнах и конфликтах
Т-34 прошёл не только Великую Отечественную: эта легендарная машина громила японцев в Китае, модификация Т-34-100 активно использовалась египтянами в Войне судного дня.
Тридцатьчетвёрка участвовала в гражданской войне в Китае (с 1946 по 1950 год). Поставки коммунистам Кореи подтвердили её боевые качества в Корейской войне с 1950 по 1953 годы.
Без танка не обходились конфликты в арабском мире, он был замечен в Африке после падения колониальной системы. Т-34 боролся с повстанцами в Венгрии, защищал Кубу, воевал в Югославии.
Даже ввод Советский войск в Афганистан не обошёлся без этой техники: танк использовали в качестве неподвижных огневых точек.

В 2014 году его снимали с постаментов и пытались использовать в ДНР и ЛНР. Слухи о применении в СВО пока не подтверждены.
Танк Т-34 в культуре
Эта популярнейшая техника Великой Отечественной не могла не войти в искусство. Минимум в каждом третьем фильме о войне есть легендарный танк.
В последнее время снято несколько фильмов, которые посвящены исключительно созданию и боевым подвигам машины. Вот лишь малая доля:
- Главный конструктор (1980 год).
- Четыре танкиста и собака (1966-1989 год, 21 серия).
- Белый тигр (2012 год).
- Танки (2018 год).
- Т-34 (2018 год).
Существует целая каста любителей сражаться в танковых баталиях не в реаальности, а на экране компьютера. Наиболее известные игры с Т-34:
- Мир Танков.
- War Thunder.
- Танк Победы.
- Т-34 против Тигра.
- Panzer Elite (Танковая гвардия).
- Балканы в огне.
- Tank Combat (Танковый прорыв).
Фильмы, рассказы, повести и игры по теме легендарного танка будут выходить постоянно.
Примечательное
С этой уникальной бронированной машиной связаны десятки увлекательных фактов. Он имел максимальный запас хода для своего времени и крайне рациональную форму корпуса.
При массовом производстве впервые была применена автоматическая сварка под флюсом: это позволило в 10 раз повысить производительность сборки.
Практически в каждом городе бывшего СССР есть памятник в виде этого танка, по некоторым из них даже есть отдельные статьи в Википедии с историей!
Т-34 - единственный танк, который участвовал в параде 9 мая 2023 года. Машина эксплуатировалась во всех климатических широтах и поясах. Она была на вооружении в СССР и России на протяжении 57 лет — можно сказать, знак качества. У танка есть даже персональный музей в Московской области (деревня Шолохово).