Танки Армия Вооружение Интересы История

Танк ИС-3 — история, описание, конструктивные особенности и характеристики, боевой путь

Administrator 31.08.2023
51 просмотра
Танк ИС-3 — история, описание, конструктивные особенности и характеристики, боевой путь
Содержание

Во время Великой Отечественной войны было создано множество моделей техники, но эта машина, несмотря на выдающиеся для своего времени характеристики, так и не успела поучаствовать в сражениях.

Данный тяжёлый танк в процессе разработки назвался "Объект № 703". Серийное производство стартовало весной 1945-го, поэтому он считается одним из первых послевоенных образцов.

Конечно речь идет о легендарном ИС-3. Аббревиатура ИС обозначает "Иосиф Сталин". Тройка показывает номер в линейке этих машин — про ИС-1 и ИС-2 есть отдельная статья. У танка есть неофициальное название — из-за необычной лобовой части корпуса его окрестили "Щукой".

Предпосылки и история создания

В ходе проектировки новую бронированную машину называли "Кировец-1". Конструкторы приступили к выполнению задачи в августе 1944-го. Начальная опытная партия бронированных образцов вышла из ворот предприятия в мае следующего года.

Орудие было оснащено двухкамерным дульным тормозном, имело клиновый затвор с полуавтоматикой. Скорость ведения огня из пушки составляла от двух до трёх выстрелов в минуту. В боекомплект входило 28 снарядов, предпочтение отдавалось осколочно-фугасным. На башне располагалась турель под зенитный пулемёт ДШК.

ИС-3 с пулеметом ДШК на крыше

Запас хода у ИС-3 был около 340 километров. Модель находилась в серийном производстве больше года. Этот тяжёлый танк поставляли в танкосамоходные полки.

Создавать инновационный для того времени образец вооружения помогли исследования боевого опыта, полученного в ходе войны. Много пользы принесло изучение повреждений техники после Курской битвы. Особое внимание уделялось местам пробития корпусов и башен — куда чаще всего попадали вражеские снаряды, в каких участках попадание было фатальным. Работа велась как над дифференциацией брони, так и над улучшением обтекаемости и углов наклона.

Разработчики довели наклон сваренных листов в передней части корпуса до предельно возможного. В ход шли толстые бронированные плиты толщиной 11 см. На выходе получилась трёхскатная, конусообразная, вытянутая к переду носовая часть.

щучий нос танка ИС-3

Было решено разместить люк в крыше над механиком-водителем. В прежних моделях такого не было. Ушла потребность в наличии сквозной смотровой щели - она была заменена на приборы перископического типа.

Конструкторы приняли мудрое решение создать новую башню сферической формы, которая значительно превосходила варианта башен ИС-1, ИС-2, КВ-85 и КВ-1С, не говоря уже про КВ-1. Это конструкторское решение фактически заложило новую "моду" в советском танкостроении.

башня танка ИС-3

В начале весны 1945 года было собрано десять первых танков.

О выпуске танка ИС-3

Руководство ЧТЗ стремилось выполнять планы, поставленные правительством, но на первом этапе выявлялись недоработки, что вызывало отставание от графика. Но оно было не критичным и варьировалось в пределах десяти дней.

Дефекты выявлялись не только в процессе эксплуатации, но даже в сборочных цехах. Особой потребности в конце войны в этих машинах не было, поэтому уголовного наказания за нарушение сроков никто не нёс.

В победный 1945 год запланировано, изготовлено и сдано в эксплуатацию было 1705 танков. В 1946-м страна получила 600 единиц из 600 запланированных.

Модификации

Эта боевая и продвинутая для своего времени машина просто была обязана использоваться для разработки модификаций. На сегодняшний день известно четыре варианта:

  1. ИС-3А. Его начали разрабатывать после выпуска танка Т-62 и доработки его до модели Т-62А. Новый ИС был обязан составить конкуренцию этим образцам.
  2. ИС-3М. Это модернизированный вариант обычного ИС-3.
  3. ИС-3К. Командирская разработка, которую дополнили радиостанцией Р-112 и продвинутым зарядным агрегатом АБ-1*П-30.
  4. ИС-3МК. Это версия образца ИС-3М для командиров. Оборудование совпадает на 99%.

Конструкция

У танка была классическая для того времени компоновка - в кормовой части располагались двигатель и ключевые элементы трансмиссии. Механик-водитель с элементами управления находились в лобовой части машины.

Всё, что касалось боя, располагалось в средней части ИС-3. В составе экипажа из 4 человек был мехвод, командир, наводчик и заряжающий.

Технические характеристики

Параметр Значение
Полный боевой вес, т 48,95
Корпусная длина, м 6,9
Ширина бронемашины, м 3,39
Высота, м 2,45
Клиренс, м 0,45
Мощность ДВС, л. с. 522
Скорость по трассе, км/час 41
Скорость по бездорожью, км/час 22
Запас хода по трассе, км 300
Запас хода по бездорожью, км 150
Общая вместимость баков, л 1220
Преодолеваемый подъём, градусов 32

Бронирование корпуса и башни

ИС-3 характеризовался внушительной и инновационной для того времени бронированной защитой. В середине прошлого века аналогов просто не существовало.

Высоких показателей удавалось достичь за счёт оптимизации углов наклона основных компонентов. Защиту рассчитывали с учётом мощности существовавших в то время бронебойных орудий. Во время проведения испытаний по нему били из немецкой пушки Pak 40.

Корпус ИС-3 собирали из листов катаной бронированной стали. Листы толщиной от 20 до 110 миллиметров сваривали. Лобовое бронирование проходило по схеме, которой было дано название "щучий нос".

Две сходившиеся клином плиты располагались под углом 57 градусов. Толщина бортов была равна 9 см. Верх бортов дополнительно защищался экранами, сделанными из листов стали 30 мм. Угол в 30 градусов давал дополнительную защиту от попаданий в борт танка.

Корму сваривали из плит толщиной 6 см. Крышу корпуса изготавливали из нескольких бронелистов толщиной 2 см. Дно корпуса было плоским в районе трансмиссии и в виде корыта в других точках. Его изготавливали штампованием, в ход шла броня толщиной 2 см.

Башня танка - это цельная фасонная отливка, в ход шла гомогенная броневая сталь. Внешне башня была похожа на полусферу, которую приплюснули. В разрезе она напоминала каплю. Толщина стенок башни была от 11 до 22 см, в зависимости от потенциальной уязвимости участка для вражеского огня.

Лобовая часть была самой мощной, толщина доходила до 23 см. Литая бронемаска имела толщину 25 см. За счёт сглаженной формы и острых углов встречи снаряда с броней приведенные показатели бронирования были ещё выше. В лобовом отделе башни была амбразура для пушки и спаренного с ним пулемёта.

О вооружении танка

Ключевым аргументов на поле боя у ИС-3 была пушка Д-25Т калибра 122 мм. Вариант 1943 года имел длину ствола 585 см. Начальная скорость снаряда доходила до 800 метров в секунду. У орудия был горизонтальный клиновый затвор, оснащённый полуавтоматикой и двумя видами спуска.

В комплект противооткатного устройства орудия входили гидротормоз отката и гидропневматический накатник. Орудие монтировалось в лобовом сегменте башни, для этого были предусмотрены цапфы в установке, спаренной с пулемётом. Это давало возможность наводить орудие в вертикальной плоскости при использовании устройства секторного вида в пределе от -5 до +21 градуса.

башня ИС-3 как статическая огневая точка

Наведению совмещённой установки помогал прибор ТШ-17. Это телескопический прицел, дающий четырёхкратное увеличение и обзор до пятнадцати градусов. Можно было стрелять с прикрытых позиций - орудие было укомплектовано боковым уровнем и азимутомером.

Боекомплект танка предполагал наличие двадцати восьми снарядов, они могли поражать как пехоту, так и бронетехнику врага. Выстрелы укладывали в локтевые отсеки, которые находились по бортам башни.

ИС-3 места под боекомплект снарядов внутри танка

С пушкой был спарен пулемёт ДТМ. Экипажу полагался боекомплект из двух тысяч различных патронов. На крыше башни имелась турельная установка, она позволяла стрелять из зенитного крупнокалиберного пулемёта ДШК.

Танкист мог вести круговой обстрел при углах вертикальной наводки от -4 до +84,5 градуса. При поддержке коллиматорного прицела К-8Т была велика возможность попасть в самолёт, летящий на скорости до 380 км/час.

Можно было вести огонь и по наземным целям, однако для этого стрелку было необходимо до пояса подняться из башни. В походных условиях пулемёт снимался с турели и закреплялся на правом борту башни.

Средства наблюдения и связи

В мирных условиях механик-водитель контролировал местность из люка, при возникновении опасности был предусмотрен круговой смотровой прибор МК-4 перископического типа. Все танкисты имели свой собственный МК-4, их устанавливали на крыше башни.

Модернизированный вариант ИС-3М снабжали устройством ночного видения ТВН-1. В доработанном ИС-3М командир снабжался продвинутым бинокулярным прибором ТПК-1, дающим пятикратное увеличение.

Радиосвязь осуществлялась при помощи станции 10РК-26: она находилась в башне танка слева от пушки и комплектовалась антенной длиной до четырёх метров. Связист мог общаться со штабом на удалении до 40 километров, но для этого танк должен стоять.

В походном состоянии дальность радиосвязи была почти вдвое меньше. Экипаж общался при помощи внутреннего переговорного аппарата: устройство ТПУ-4-бис-Ф коммутировалось с рацией.

Мотор и трансмиссия

На ИС-3 ставили двенадцати цилиндровый четырёхтактный ДВС. Модель В-11-ИС-3 была способна развивать мощность 525 л. с. В систему питания танка входило 4 бака с ёмкостью 428 литров. В условиях похода на крышу моторного отделения устанавливали 4 бочки (90 литров каждая).

В систему охлаждения ДВС входили два радиатора, которые были расположены полукругом над основным фрикционом. На его оси крепили вентиляторы. В зимние месяцы запуск мотора осуществлялся при поддержке подогревателя. В состав трансмиссии танка включались:

  • Многодисковый основной фрикцион.
  • Четырёхходовая КП с четырьмя ступенями и вспомогательной пониженной скоростью.
  • Два поворотных устройства. Они имели планетарный ряд, тормозные барабаны, ленточный тормоз, многодисковый фрикцион.
  • Планетарные бортовые передачи (2 шт.).

Ходовая часть

Каждый борт танка имел ведущее колесо, ленивец, 6 опорных катков с диаметром 550 мм. В ходовую часть были включены 3 поддерживающих катка, их диаметр 39 см. Подвеска у опорных катков была индивидуальная, торсионного вида без наличия амортизаторов.

На ИС-3 применялась гусеница с шириной 65 см стального вида. Мелкозвенчатый элемент цевочного зацепления имел открытый стальной шарнир. Каждая гусеница имела 86 траков. В первых образцах они были гребневые и плоские (по 43 единицы), после 1947 года плоские траки убрали.

Оценка танка

Эта машина имела много передовых новшеств, благодаря чему ИС-3 значительно превосходил тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, но не был лишён технических недостатков. В 1946 году была учреждена комиссия, которая занялась анализом проблем.

Были выявлены недоработки ДВС, требовала изменений коробка передач. Ненадёжными оказались узлы бронированного корпуса возле моторного отсека. Многие проблемы объяснялись тем, что танк проектировали в ускоренном режиме - этого требовало военное время.

Конструкторы были ориентированы на новинку, готовую для быстрого боя, а не на перспективу. Разработчики имели ограниченный ресурс во всём, многое просто не доводилось до идеала. Именно по этой причине уже в 1946 году ИС-3 сняли с производства.

Техника на базе танка

Модель ИСУ-152 выпуска 1945 года часто путают с ИСУ-152, которая была произведена годом ранее. Она создавалась на базе ИС-2. Самоходная установка оснащена пушкой МЛ-20СМ. Был выпущен всего один опытный вариант. Он имел классическую для того времени компоновку, машина весила 47 тонн и могла развивать скорость по шоссе до 37 км/час.

Государства, эксплуатирующие танк

СССР охотно продавал технику и вооружал дружественные страны. В 1955 году 50 танков было поставлено Египту. Через семь лет египтянам было отправлено ещё 60 штук ИС-3М (поставки растянулись на пятилетку).

В результате Шестидневной войны несколько единиц попало в руки израильтян, техника стала служить армии Израиля. Эти танки пригодились в Войне Судного дня. ИС-3 был в арсенале армий:

  • Польши (2 танка).
  • Ирака (25 штук поставили в 1959 г.).
  • КНДР (минимум 2 шт.).
  • Китая (двести танков было продано с 1955 по 1958 гг.).
  • Сирии (35 штук поставлено в 1959 г.).

Один ИС-3 был на вооружении армии Чехословакии.

Боевое участие

Танк ИС-3 не мог участвовать во Второй Мировой войне по причине своего позднего выпуска. Но 52 единицы приняли участие в параде, который состоялся в Берлине по случаю окончания всех боёв и полной победы над фашизмом (7 сентября 1945 г.). Машина оказала впечатление на союзников по антигитлеровской коалиции.

танк ИС-3 на параде в Берине

В 1956 году ИС-3 пригнали в Венгрию для подавления восстания, которое подняло местное население. Несколько машин протестанты умудрились сжечь.

На вооружении в армии СССР ИС-3 состоял до распада страны в 1991 году. Восьмидесятая танковая дивизия Забайкальского ВО имела в своём составе 270 единиц. Два танка, переданных Польше, использовались на парадах.

ИС-3 удалось повоевать за Египет, но в ходе Шестидневной войны особых успехов танкисты не показали, так как были плохо обучены. В то время тактика ведения войны сильно изменилась, хотя ИС удалось подбить несколько М48.

ИС-3 в армии Египта

Точных данных о потерях нет, поскольку много техники было банально брошено в пустыне. Нет сведений и по баталиям "Судного дня". Трофейные ИС-3 использовали солдаты государства Израиль.

ИС-3 в армии Израиля

Некоторые машины просто переоборудовали под тягачи. Израильтяне научились каннибализировать эту машину и скрещивать её с Т-54 и Т-55.

ИС-3 в культуре

Несмотря на обилие танков Т-34 в творческих «арсеналах» кинопроизводчиков, ИС-3 можно часто встретить на экранах. ИС-3 замечен в ленте "Освобождение". Но его участие в Курской битве - это явный художественный ляп, а маскировать под немецкие «Тигры» нашу технику вышло не очень качественно.

ИС-3 использовали в киноэпопее "Блокада", попытки закамуфлировать его под также КВ-1 оказались провальными.

Намного лучше обстоят дела у разработчиков компьютерных игр. В "World of Tanks" участвуют сразу несколько моделей ИС-3 — обычный, с механизмом заряжания, двуствольный. "ARMORED WARFARE", "BATTLEFIELD", "HEROES & GENERALS" - везде можно встретить эту легенду.

ИС-3 есть во многих исторических музеях. Непременно надо упомянуть:

  • Бронетанковый музей в Кубинке (Россия).
  • Музей "Batey ha-Osef" (Израиль).
  • Музей "Yad la-Shiryon" (Израиль).
  • Музей истории Второй мировой войны (Украина).
ИС-3 в музее в Израиле

Даже в 21 веке ИС-3 может быть грозным противником для пехоты и слабо бронированной техники на поле боя. В 2014-м году один экспонат ИС-3 был демонтирован с пьедестала в парке культуры (город Константиновка на Донбассе). Военным удалось завести его, но до участия в сражениях дело не дошло. А после возвращения населённого пункта под юрисдикцию Украины его отправили в Киев.