18 легендарных мотоциклов CCCР: названия лучших моделей с описанием и фото
Administrator 13.02.2023
138 просмотра
Содержание
Современный любитель мотоциклов по сравнению с советским находится в гораздо более выгодном положении. Ему предоставляется чрезвычайно широкий выбор, ограниченный только собственными возможностями и потребностями.
Однако и в СССР разных моделей выпускалось достаточно много. Каждую новинку ожидали с интересом и нетерпением. Некоторые из них стали по-настоящему «народными» и были запущены в массовое производство.
Союз
С момента его появления ведет отсчет история советского мотоциклетостроения. Проект был создан группой П. Н. Львова. Все детали (за исключением магнето и карбюратора) отечественные.
Первый «Союз» собрали на заводе «Авиахим» (Москва) в 1924 году. «Тест-драйвом» для него стал Второй всесоюзный автомотопробег. Он прошел не идеально, но мотоцикл успешно доехал от Москвы до Харькова и обратно.
На аналогичном пробеге через год «Союз» проявил себя гораздо хуже: из-за «неуравновешенности» двигателя постоянно лопались трубки топливо- и маслопроводов, неоднократно ломалась рама.
Как следствие — группа Львова лишилась финансирования. А «опытный» экземпляр Союз так и остался единственным.
К1-Б Киевлянин
Первая серийная модель легкого мотоцикла (по сути — мопед), выпускавшаяся на заводе в Киеве в 1946-1955 годах. После войны на него завезли оборудование с завода фирмы Wanderer из Шонау (как часть военных репараций).
Также в СССР были интернированы немецкие специалисты. Они создали «копию» довоенного Wanderer-1SP, достаточно «продвинутого» для своего времени.
В 1956 году на заводе появилась новая «базовая» модель — К750. К1-Б Киевлянин не выдержал «конкуренции», был снят с производства.
Всего было собрано примерно 40000 экземпляров этой модели. Также она стала базой для инвалидных мотоколясок К1-В и грузовых трициклов К1-Г, но их «тиражи» были чрезвычайно малы.
Восход 250 СКУ-5
Основное предназначение — создавался для мотокросса. Выпущен Ковровским заводом им. Дегтярева (ЗиД) в 1980-1984 годах в количестве примерно 40 экземпляров.
Стал результатом работы советских специалистов по улучшению уже имеющихся моделей и грамотного применения импортных деталей. Свое достижение они оценили без ложной скромности — аббревиатура СКУ расшифровывается как «Спортивный Кроссовый Уникальный».
На этом мотоцикле сборная Союза крайне успешно выступила на «Кубке дружбы» социалистических стран в 1982 году, выиграв соревнования, состоящие из 7 этапов. Однако уже в конце 80-х Восход 250 СКУ-5 оказался не способен конкурировать с активно «просачивающейся» в соцстраны импортной техникой.
Минск М103
Легкий дорожный одноместный мотоцикл, один из многих в «семействе» «Минск». Выпускался, как нетрудно понять, в Белоруссии (1962-1964 год). Завод, кстати, существует до сих пор, сменив название на ОАО «Мотовело».
Минск М103 — «исправленная и дополненная» версия выпускавшихся здесь же мотоциклов М1А и М1М. Они, в свою очередь, были «репликами» немецкого DKW RT 125 — лучшего легкого экземпляра своего времени.
Он выпускался массово. Активно использовался в ДОСААФ для обучения водителей категории «А».
Несмотря на «одноместность», на нем можно было возить пассажира, не превышая допустимой нагрузки в 150 кг. Нужно было только приобрести дополнительное седло и подножки.
ИЖ Корнет
«Мини-мотоцикл», выделяющийся оригинальной броской «внешностью» (высокий руль, хромированные детали, облицовка из пластика, вынесенные вперед подножки), сочетающейся с небольшим расходом топлива и хорошей маневренностью.
А самое главное — рабочий объем двигателя не превышал 50 см³. ИЖ Корнет не нужно было регистрировать в ГИБДД. Для того, чтобы сесть за руль, не требовалось водительское удостоверение.
Однако качество сборки оставляло желать лучшего. Поэтому «народным» ИЖ Корнет так и не стал. Выпустили модель небольшим «тиражом» (примерно 500-600 штук), ведь спрос был явно ниже ожидаемого. Способствовала его снижению и достаточно высокая стоимость.
М1М
«Предшественник» модели Минск М103, выпускался на том же заводе в Белоруссии в 1956-1961 годах. Тоже относился к категории одноместных легких дорожных мотоциклов.
Среди советских «байкеров» был известен под прозвищем «Макака». Появилось оно, скорее всего, из-за характерной позы водителя.
От своего «предшественника» М1А практически полностью «унаследовал» конструкцию двигателя, коробки передач и сцепления, получив новый карбюратор, что дало прибавку 5 км/ч в скорости. Были и внешние отличия в конфигурации переднего и заднего крыла.
Но для водителей основная разница заключалась в совершенно новой конструкции подвески колес. Благодаря ей вождение стало гораздо более комфортным.
ИЖ-350
Мотоцикл среднего класса, подходящий для езды по дорогам с разными покрытиями. Был конструктивно предназначен для одного водителя или водителя с пассажиром.
Выпускался, что очевидно, на Ижевском машиностроительном заводе. Общий «тираж» за 1946-1951 годы составил 127090 экземпляров. В свое время модель оценивалась как современная, простая, и поэтому — надежная.
Конструктивно это некий «гибрид» разных версий немецкого мотоцикла DKW NZ-350, появившийся благодаря вывезенному в СССР оборудованию, чертежам и технологиям. Внешне он был почти идентичен «оригиналу», однако советские специалисты успешно адаптировали его под отечественное электрооборудование и приборы.
К-55
Легкий дорожный одноместный мотоцикл, в 1955-1957 года выпускавшийся на ЗиД в 1955-1957 годах. От модели отказались ради запуска в серийное производство новой разработки — К-58.
«Предшественником» К-55 был мотоцикл К-125М. Помимо конструктивных изменений, был проведен и «ребрендинг». Привычные «кометы» на боках бензобака сменили круглые наклейки с буквой «К» в центре и надписью под ней «К-55». Сварной шов на бензобаке закрыла декоративная серебристая полоса.
Модель стала «базой» для нескольких спортивных вариантов, выпущенных мелкими сериями:
К-55С1 (для соревнований по мотокроссу);
К-55С1М (для гонок-«многодневок»);
К-55С2 (для шоссейно-кольцевых гонок).
Л-300
Первый в СССР, «запущенный» в массовое производство (18985 экземпляров). Выпускался в 1930-1939 годах в Ленинграде последовательно на двух заводах — «Промет» и «Красный Октябрь».
«Перенос» производства был вынужденной мерой. На первом предприятии процесс шел чрезвычайно медленно. За 3 года было собрано всего 633 мотоцикла.
Проект создан группой инженеров, которой руководил П. В. Можаров. В качестве основы «позаимствовали» немецкий DKW Luxus 300 (это была классическая для своего времени конструкция).
Они поступали в свободную продажу, поставлялись в армию, пользовались спросом у спортсменов. Основного «конкурента» (ИЖ-7) Л-300 уверенно опередив по популярности.
Ковровец
«Собирательное» название для серии мотоциклов К-175 с двигателем объемом 173,7 см³, выпускавшихся на ЗиД в 1956-1965 годах.
Дорожные:
К-175 («базовая» модель);
К-175А (четырехступенчатая коробка передач вместо трехступенчатой);
К-175Б (новый карбюратор К-36);
К-175В (повышенная до 9,5 л. с. мощность двигателя, немного увеличившийся вес и максимальная скорость).
Спортивные:
К-175СМ (форсированный двигатель, усиленная передняя цепь, более надежный механизм сцепления, рама и руль тоже усиленные);
К-175СМУ (шины повышенной проходимости, большая мощность двигателя).
К-175СК (кроссовый, без приборов освещения и сигнала).
Урал М-62
Мотоцикл из класса тяжелых с коляской. Выпускался в 1961-1965 годах на ИМЗ «Урал» (Ирбит).
От «предшественника» М-61 отличался усовершенствованным распредвалом и наличием механизма автоматического опережения зажигания. Благодаря этому мощность двигателя увеличилась до 28 л. с.
Грузоподъемность Урал М-62 — 255 кг, максимальная скорость — 105 км/ч.
Его, как и все тяжелые мотоциклы, запрещалось водить без коляски в СССР. Исключение делалось только для милиционеров, которые на «облегченном» Урале М-62 могли без проблем догнать большинство советских машин и мотоциклов (особенно при наличии дополнительных конструктивных изменений, о которых ходили упорные слухи среди «байкеров»).
ИЖ Планета
Из класса средних. Успешно «справлялся» с ездой по дорогам с самым разным покрытием. Массово выпускался на Ижевском машиностроительном заводе в 1962-1966 годах. Общий «тираж» — 405303 экземпляра.
Стал первым в серии «Планета», насчитывающей 7 моделей. Последняя на данный момент Планета-7 появилась в 2008 году. Что ожидаемо, она уж очень мало похожа на «оригинал».
Мотоцикл создан на базе собственной разработки Иж-56, его экипажную часть специально старались по максимуму унифицировать с Иж-Юпитером. Мотоцикл Иж-Планета весил 158 кг, развивал максимальную скорость 100 км/ч.
Верховина
Серия мопедов и мокиков, выпускавшихся в 1970-1982 годах во Львове.
В нее входили модели:
Верховина-3. «Базовая» для серии. Двигатель «скопирован» с чехословацкого мопеда Jawa Stadion.
Верховина-4. Явно «мопедное» седло с бардачком под сиденьем, видоизменившийся бензобак, двигатель Ш-52 (впоследствии — Ш-57).
Верховина-5. Сильно изменившаяся «внешность», двигатель Ш-57.
Верховина-6. Самый быстрый советский мокик. Дизайн продолжает меняться. Двигатель Ш-57 или Ш-58.
Верховина-7. Новый мотор Ш-62.
Верховина-Спорт. Багажник отсутствует. Дизайн — попытка создать «молодежный» спортивный байк.
Верховина-Турист. Отличается наличием ветрового стекла и кронштейнов под боковые сумки.
Тула
Советский и российский внедорожный мотоцикл, выпускавшийся в 1984-1996 годах по 10000-12000 экземпляров за год. С распадом СССР качество сборки резко упало, после 1993 года снизились и объемы производства.
Был востребован жителями сел и деревень, охотниками, рыболовами. При массе 129 кг развивал максимальную скорость 90 км/ч. Предельная нагрузка — 180 кг.
На том же заводе выпускался грузовой модуль к мотоциклу Тула ТМЗ-9.906. В народе такая трехколесная модель именовалась трициклом.
В середине 90-х были предприняты попытки «реанимировать» Тулу. К разработке дизайна были привлечены иностранные специалисты, но успехом проект не увенчался. Как не дала результатов идея создать мокик Тула.
М-72
Тяжелый. Практически полная копия немецкого BMW R71. «Копирование» производила группа специалистов под руководством Н. П. Сердюкова. «Образцы» были анонимно закуплены в Швеции.
Выпускался в 1941-1960 годах в большом числе экземпляров на семи российских и украинских заводах. Однако до середины 50-х обычным гражданам приобрести его было нельзя — все мотоциклы предназначались исключительно для нужд армии.
Общее число выпуска — примерно 330 000 (учитываются экземпляры как одиночные, так и с коляской). Каждый армейский экземпляр нес стрелковое оружие, поэтому, по сути, являлся не транспортным средством, а бронетехникой.
ИЖ Юпитер
Мотоцикл из класса средних, подходящий для дорог с разным покрытием. «Базовая» модель выпускалась в Ижевске в 1961-1966 годах (общим числом 477747 экземпляров).
Экипажная часть очень напоминала Иж-56, но мотор был принципиально иным. Это позволило увеличить максимальную скорость до 110 км/ч при массе 160 кг.
Всего в серии «Юпитер» насчитывается 9 модификаций мотоциклов. Среди них — Иж-Юпитер-К с боковым прицепом (коляской). Последний на данный момент запущен в производство в 2008 году.
Самым мощным в серии был Иж-Юпитер-4, самым тяжелым — Иж-Юпитер-2. По экономичности расхода топлива выделяются 1-я и 3-я модели, по скорости — 4-я и 5-я.
Восход
Серия дорожных мотоциклов производства ЗиД:
Восход. «Базовый». Двигатель 10 л. с., скорость 95 км/ч.
Восход-2. Улучшенные эксплуатационные качества и большая надежность.
Восход-2М. Двигатель 14 л. с., скорость — до 105 км/ч.
Восход-3М-Охотник. «Армейского» зеленого цвета, багажник с фаркопом под прицеп.
Восход-3М-01. Модернизированный двигатель 15 л. с.
ИЖ Юнкер
«Прогулочный» мотоцикл, дизайн которого явно ассоциируется с американскими моделями-«чопперами» (высокий руль, каплевидный бак, двухуровневое седло, вынесенные вперед подножки).
Выпускался ОАО «Ижевские мотоциклы» в 2000-2005 году (всего около 6000 экземпляров). Максимальная скорость — 115 км/ч. Нагрузка — не более 150 кг.
Выглядел достаточно эффектно, в том числе, благодаря окраске «металлик». Однако техническая составляющая заметно проигрывала «внешности» (многие детали унифицированы с иными моделями того же завода). Тем не менее Иж-Юнкер считается одним из наиболее примечательных и оригинальных достижений отечественного мотопрома.