Корабли, включенные в рейтинг самых больших в мире, выглядят очень по-разному. Такую разницу во «внешности» легко объяснить их функциональным назначением, влияющим на конструктивные особенности.
Однако есть и то, что их объединяет: смотрятся они невероятно величественно. И одним своим видом такие корабли вызывают удивление: как такая масса вообще может держаться на воде.
Арктика
Страна — Россия
Длина — 173,3 м
«Тезка» советского ледокола. Российский атомный ледокол, первый в рамках проекта 22220 (ЛК-60Я). Заложен 05.11.2013, спущен на воду 16.06.2016. Порт приписки — Мурманск.
В 2020 году успешно прошел ледовые испытания, в том числе, достиг Северного полюса. 21.10.2020 на «Арктике» подняли флаг, включая в состав российского атомного ледокольного флота.
«Арктика» способна работать при глубокой и мелкой осадке (в открытом океане и руслах рек). Оснащена двумя ядерными энергетическими установками с реакторами РИТМ-200 (175 МВт).
Ледокол рассчитан на экипаж численностью 74 человека. Несмотря на «молодость», на нем успело смениться три капитана.
Azzam
Страна — Германия
Длина — 180 м
Супер-яхта с верфей Lürssen Yachts по проекту Nauta Yachts. Название с арабского переводится как «решительный». Стала самой большой частной моторной яхтой в мире, «отобрав» рекорд у Eclipse Р. А. Абрамовича.
Яхта построена по заказу президента ОАЭ. Ее владелец — Халифа ибн Зайд аль-Нахайян. Ради снижения «налоговой нагрузки» и льгот при стоянках в европейских портах зарегистрирована как чартерная.
Силуэт яхты выглядит необычно за счет неглубокой (всего 4,3 м) для такой длины и ширины осадки. Благодаря ей она способна ходить на мелководье. Две турбины и два дизельных двигателя позволяют ей развивать скорость свыше 31 узла.
MV Blue Marlin
Страна — Нидерланды
Длина — 224,8 м
Полупогружаемое грузовое судно. Чтобы принять груз, само оно погружается в воду, палуба становится неким подобием «плавучего дока».
На момент закладки принадлежал норвежской Offshore Heavy Transport, однако менее чем через два года его выкупила компания Dockwise. MV Blue Marlin прошел модернизацию — увеличилось число его «пассажиров», грузоподъемность, улучшилась маневренность.
Сейчас его вместимость — 60 человек. В каютах и на борту есть все необходимое для комфортной жизни. Изначально корабль создавался для перевозки морских буровых платформ, однако два его наиболее известных груза — эсминец USS Cole (DDG-67) и десантный корабль HMAS Canberra.
Космонавт Юрий Гагарин
Страна — СССР
Длина — 231,6 м
Научно-исследовательский корабль, созданный для управления космическими аппаратами в полете, поддержания связи, выдачи команд, расчета траекторий. Автор проекта 1909 «Феникс» — Д. Г. Соколов.
Построен в Ленинграде в 1971 году. Порт приписки — Одесса. Экипаж корабля — 136 человек. На борту постоянно находилась опергруппа ЦУП (еще 212 человек), техническая оснащенность судна позволяла ее членам при необходимости «перехватывать» функции ЦУП.
В 1971-1991 годах судно успешно выполняло поставленные задачи в Атлантике. После распада СССР досталось «по наследству» Украине, простаивало в порту Южный. Пять лет спустя было продано на металлолом.
Севморпуть
Страны — СССР, Россия
Длина — 260,1 м
Советский «гибрид» ледокола и транспортного судна. Единственное судно проекта 10081, крупнейшее из невоенных, оснащенных ядерной установкой (КЛТ-40). Строилось в Керчи по проекту ЦКБ «Балтсудпроект» в 1982-1988 годах.
Конструкция корабля позволяла ему ходить и в теплых водах и во льдах (до 1 м). С линий «Одесса-Вьетнам-Владивосток» и «Владивосток-КНДР» он успешно «переключался» на перевозку грузов по маршруту «Мурманск-Дудинка-Мурманск».
Корабль до сих пор «в строю». В 2007 году он успешно прошел проверку Ростехнадзора. Последний на данный момент рейс в Антарктиду (станция «Восток») пришлось прервать из-за поломки лопасти гребного винта.
ССВ-33 «Урал»
Страны — СССР, Россия
Длина — 265 м
Разведывательный корабль, единственный построенный в рамках проекта 1941 «Титан». Разработчик проекта — М. А. Архаров (КБ «Айсберг»). В НАТО получил неуважительное прозвище Kapusta.
Строился в 1981-1983 годах на Балтийском заводе, в 1989 году на «Урале» был поднят советский флаг. Его создавали с конкретной целью — перехват информации с ракетного полигона у атолла Кваджалейн, активно использовавшегося США.
Из-за политической ситуации в СССР до «места службы» судно не добралось. Также при переходе в Тихий океан были выявлены технические проблемы и «недоделки».
В 2001 году «Урал» был окончательно списан. В 2017 году началась утилизация на заводе «Звезда».
USS Missouri
Страна — США
Длина — 270,4 м
Третий корабль типа «Айова», он же ВВ-63 и «Большой Мо». Строительство было начато в январе 1941 года, в начале 1944-го корабль спустили на воду. В эксплуатацию судно сдали 11.06.1944 года.
Линкор участвовал во Второй мировой войне и иных боевых конфликтах во второй половине ХХ века. Последний раз открывал огонь в Персидском заливе (1991 год). Заработал 11 «боевых звезд». На его борту подписанием Акта о капитуляции Японии закончилась Вторая мировая война.
Выведен из боевого состава 31.03.1992 года. С 1998-го «Миссури» — корабль-музей, постоянно пришвартованный в Перл-Харбор. Он активно «снимается» в художественных, научно-популярных и документальных фильмах.
USS Enterprise
Страна — США
Длина — 342,3 м
Первый корабль из планировавшейся серии из пяти авианосцев с ядерной силовой установкой. Так и остался единственным из-за чрезвычайно высоких расходов на строительство.
Построен по проекту Westinghouse Electric Corp. Заложен на верфях Newport News Shipbuilding в конце 1957 года, спущен на воду в сентябре 1960-го. Его «боевым крещением» стало участие в блокаде Кубы во время «Карибского кризиса».
Далее базировался в Средиземном море, морях Юго-Восточной Азии. Обеспечивал поддержку силам США и военных коалиций в Ираке и Афганистане, патрулировал Красное море у берегов Сомали.
В декабре 2012 года выведен из состава флота. Утилизация закончилась в феврале 2017-го.
Q-Max
Страна — Южная Корея
Длина — 345 м
Сокращение от Qatar-Max. Общее название класса танкеров для перевозки СПГ. Всего их по заказу компании Qatar Gas Transport Company (Naklilat) в Южной Корее в 2007-2010 годах построено 14.
Корабли зафрахтованы для местных производителей СПГ Qatargas и RasGas. Первый получил название Mozah, став «тезкой» супруги катарского эмира.
Остальные именуются:
- Al Ghuwairiya;
- Bu Samra;
- Umm Slal;
- Al Dafna;
- Al Mafyar;
- Al Mayeda;
- Al Samriya;
- Lijmiliya;
- Mekaines;
- Shagra;
- Aamira;
- Rasheeda;
- Zarga.
На каждом танкере по 5 мембранных танков. Конструкция судов специально «подогнана» для прохождения Суэцкого канала. В Панамский канал их не «пропустят» габариты.
Queen Mary 2
Страна — Великобритания
Длина — 345 м
Флагманский океанский лайнер компании Cunard Line. «Приставка» в названии RMS (Royal Mail Ship) явно намекает на быстроходность и надежность судна.
Строительство шло на верфи Chantiers de l’Atlantique (Франция) в 2002-2003 годах. В первый рейс по маршруту Саутгемптон-Порт-Эверглейдс лайнер отправился 12.01.2004.
Первый порт приписки — Саутгемптон. В декабре 2011-го года по экономическим причинам им стал Гамильтон (Бермудские острова). Тем не менее, «Куин Мэри» продолжает ходить под британским флагом.
С 2007 года лайнер ежегодно совершает одно кругосветное путешествие. Оно начинается и заканчивается во Флориде, занимает около 80 дней.
MS Vale Brasil
Страна — Бразилия
Длина — 362 м
С 2014 года именуется MS Ore Brasil. Судно-балкер построено в Южной Корее. На воду спущено 31.12.2010, в эксплуатацию введено 30.03.2011. Порт приписки — Сингапур.
Корабль создан по заказу бразильской горнодобывающей компании Vale специально для транспортировки руды с места добычи в Азию. Габариты позволяют ему заходить в очень немногие порты в Бразилии, Европе и Китае.
Несмотря на расход мазута (более 96 тонн в день), является экономически эффективным. «Окупаемость» обеспечивает большой объем трюмов (почти 220000 м³). Поэтому есть вероятность, что проект, предусматривающий строительство семи судов, будет реализован полностью.
Symphony of the Seas
Страна — США
Длина — 362,5 м
Круизный корабль класса Oasis, четвертый в серии. Владелец — компания Royal Caribbean International. Построен на верфи Chantiers de l’Atlantique (Франция) в 2015-2017 годах. В 2018 году передан владельцу.
Представляет собой 18-палубный лайнер с максимальной «загрузкой» 6680 пассажиров (плюс экипаж — 2200 человек). Помимо кают, на борту «Симфонии морей» есть рестораны, бассейны, аквапарк, баскетбольная площадка, скалодром и «парк» из тропических растений.
Первоначально лайнер курсировал по Средиземному морю, отплывая из порта приписки (Барселона) и возвращаясь туда же. С 2018 года на нем можно совершить поездку по нескольким маршрутам в Карибском море.
Pioneering Spirit
Страна — Швейцария
Длина — 482 м
Специализированное судно для монтажа, демонтажа и транспортировки буровых платформ, прокладки подводных трубопроводов. Создано по проекту компании Deltamarin (Финляндия) на верфи в Южной Корее в 2013-2014 годах. Заказчик и владелец — швейцарская Allseas. Порт приписки с 2015 года — Валлетта.
Корабль планировалось назвать в честь отца владельца судна, Питера Шельте Хеерема. Однако от идеи отказались из-за бурной реакции общественности (причина — его служба в Waffen-SS).
Судно активно эксплуатируется. В частности, оно принимало участие в стыковке глубоко- и мелководной частей газопровода «Турецкий поток» и строительстве «Северного потока-2».
CSCL Globe
Страна — Китай, Гонконг
Длина — 400 м
CSCL Globe — судно-контейнеровоз, первое в серии из пяти кораблей. Порт приписки — Гонконг. Построено на южнокорейских верфях в 2013-2014 годах. В качестве самого большого в мире контейнеровоза побил рекорд Mærsk Mc-Kinney Møller. В свою очередь, его в 2015 году превзошел MSC Oscar.
Заказчик и владелец — компания CSCL (China Shipping Container Lines). После ее слияния с корпорацией COSCO «ливрея» судна сменила внешний вид: вместо надписи China Shipping Line появилась COSCO Shipping.
Судно проектировалось как универсальное, подходящее для любых торговых маршрутов между Азией и Европой. Первый рейс совершило по маршруту Шанхай-Феликсстоу (Англия).
Knock Nevis
Страна — Норвегия
Длина — 458,5 м
Супертанкер, построенный в Японии в 1974-1976 годах, неоднократно менявший имена и владельцев. Был известен как Seawise Giant, Happy Giant и Jahre Viking.
Под первым именем осуществлял рейсы с Ближнего Востока в США с грузом сырой нефти. В ходе одного из них стал мишенью для ракеты (шла Ирано-Иракская война), был объявлен затонувшим.
Судно удалось поднять и восстановить. Получив название Knock Nevis, оно перестало использоваться для транспортировки сырой нефти с Ближнего Востока США.
Теперь это было плавучее нефтехранилище, пришвартованное у побережья Катара. В 2009 году, по истечении срока эксплуатации, его в очередной раз продали и переименовали в Mont. Под этим именем оно отправилось в Индию для утилизации.
Бонус: Титаник
Страна — Ирландия
Длина — 269 м
«Брат-близнец» трансатлантического парохода «Олимпик», второй в одноименной серии. Был построен на ирландской верфи Harland & Wolff в 1909-1912 годах по заказу компании White Star Line.
Первый и единственный рейс совершал из Саутгемптона в Нью-Йорк. До пункта назначения судно не дошло, столкнувшись в ночь с 14 на 15 апреля с айсбергом в северной Атлантике.
Корабль с несколькими пробоинами в корпусе быстро затонул. На борту было 1317 пассажиров и 908 членов экипажа. В катастрофе погибли 1496 человек, остальных спас пароход «Карпатия».
Обломки «Титаника» были обнаружены только в 1985 году. С глубины 3750 м удалось поднять множество мелких предметов, но корпус глубоко увяз в иле, его подъем невозможен.