10 первых Героев Советского Союза — самые отважные граждане СССР
Administrator 15.07.2022
99 просмотра
Содержание
Звание Герой Советского Союза было высшей степенью отличия. Им удостаивали граждан, совершивших подвиг либо имеющих выдающиеся заслуги перед государством (как в военное, так и в мирное время).
Всего награду «Золотая» звезда, свидетельствующую о присвоении звания, вручали 12777 раз. Первые десять человек в этом списке получили ее полностью по праву. Иначе, как подвигом, назвать совершенное ими нельзя.
Первая семерка
Первые семь имен в списке — летчики полярной авиации, спасавшие членов экспедиции с парохода «Челюскин». В результате их действий были эвакуированы все 104 человека, оставшиеся в живых после того, как он затонул. Все семеро за проявленное мужество и отвагу 20.04.1934 года были удостоены звания Героя СССР.
Иван Доронин
Иван Васильевич Доронин (05.05.1903-02.02.1951) был призван на службу в ВМФ (Балтийский флот). Затем «переквалифицировался» в летчики, прошел обучение в Егорьевской авиационно-теоретической и Севастопольской летной школах.
После этого служил летчиком в Черноморском флоте, был инструктором в школе морской авиации. В 1930 году сменил военную операцию на гражданскую, командовал транспортным самолетом, принимал участие в экспедициях по исследованию Арктики.
На момент вылета на помощь челюскинцам записи в летной книжке Доронина включали 9 лет летной работы, 300 000 км «налета» и ни одной аварии. Участвовать в эвакуации он вызвался одним из первых.
Затем в 1939 году Доронин заканчивает обучение в Военно-воздушной инженерной академии. В годы войны работал начальником летно-испытательных станций на нескольких авиационных заводах, будучи в звании полковника.
В годы службы и после нее был удостоен иных высоких советских наград — орден Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, Красного Знамени, Ленина. Умер в 1951 году. В его честь названы улицы в нескольких городах России, в том числе, в Москве.
Михаил Водопьянов
Михаил Васильевич Водопьянов (18.11.1899-11.08.1988) добровольно вступил в ряды Красной Армии в 1918 году, участвовал в гражданской войне. Последовательно сменил несколько «профессий» — помощник шофера, шофер, авиамоторист, бортмеханик.
В 1928 году, успешно сдав экзамены, стал пилотом 3-го класса, тем самым получив право работать летчиком в гражданской авиации. В 1929 году окончил Московскую летно-техническую школу.
Впоследствии работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация», летал по дальним воздушным трассам, участвовал в подготовке маршрута перелета, получившего неофициальное прозвище «Трасса героев».
В 1933 году его самолет, совершавший испытательный полет по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский разбился на Байкале. Бортмеханик погиб, сам Водопьянов получил множественные переломы и иные тяжелые травмы.
Тем не менее, он сумел добиться у правительственной комиссии включения в число летчиков, отобранных для эвакуации челюскинцев. Совершил три рейса, смог вывезти 10 человек.
В 30-е годы он остался активным участником высокоширотных арктических экспедиций. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне. С февраля 1946 года — в запасе, в звании генерал-майора авиации.
После войны Водопьянов стал писателем. Нетрудно догадаться, что сюжеты он черпал из собственного опыта. Был принят в члены Союза писателей СССР. Умер в 1988 году.
Еще при жизни (1969 год) Водопьянов стал почетным гражданином родного города — Липецка. К 120-летию со дня его рождения там же установлен его памятник. Есть и еще один — в Москве (Ходынский бульвар).
Маврикий Слепнев
Маврикий Трофимович Слепнев (27.06.1896-19.12.1965) участвовал еще в Первой Мировой войне. В ряды Красной Армии вступил в 1918 году. В гражданскую войну был военным инженером.
В 1923 году окончил Высшую школу военных летчиков, через два года стал летчиком Всесоюзного объединения ГВФ. Почти пять лет работал на маршрутах в Средней Азии, затем был переведен в Сибирь.
Участвовал не только в экспедиции по спасению челюскинцев — перед этим Слепнев был отправлен в США для закупки подходящих для этого самолетов. Результат его единственного рейса — эвакуация пяти человек. Он же впоследствии доставил руководителя экспедиции О. Ю. Шмидта в США для лечения.
В 1936 году Слепнев окончил Военно-воздушную инженерную академию. Совсем недолго был командиром Эскадры дирижаблей ГВФ. С 1939 года — в должности начальника академии ГВФ.
В годы Великой Отечественной войны служил заместителем командира авиабригады ВВС Черноморского флота. Затем был переведен в Главное управление ВВС ВМФ и Главный штаб ВМФ. В отставку вышел в звании полковника.
Умер 19.12.1965 года. Именем Слепнева в СССР были названы улицы в российских и украинских городах, в том числе, в Москве. Также его имя носит один из самолетов МЧС России.
Сигизмунд Леваневский
Сигизмунд Александрович Леваневский (15.05.1902-13.08.1937?) — несмотря на дворянское происхождение, в 1917 году участвовал в Октябрьской революции, а затем — и в Гражданской войне на стороне большевиков, вступив в 1918 году в ряды Красной Армии.
Военно-морским летчиком стал, окончив в 1925 году Севастопольскую школу морской авиации. Через 5 лет был отправлен в запас, вскоре после этого возглавил летно-учебную часть Всеукраинской школы летчиков.
С 1933 г «переквалифицировался» в полярные летчики. На счету Леваневского — несколько сверхдальних перелетов. В частности, он доставил на Аляску «коллегу» из США Дж. Маттерна, пытавшегося совершить кругосветный перелет, но вынужденного сесть в окрестностях Анадыря.
В 1934 году был привлечен к операции по спасению челюскинцев, вместе со Слепневым участвовал в закупке самолетов в США. Непосредственно в лагерь не летал, однако его вклад в спасение жизней эвакуированных был очень весомым.
В частности, Леваневский, на самолете с неисправностями мотора совершил крайне рискованный перелет из Уэлена в бухту Лаврентия. Его «пассажиром» был хирург Леонтьев — заместитель начальника экспедиции нуждался в срочной операции.
После участия в спасении челюскинцев Леваневский продолжил сверхдальние высокоширотные перелеты. Вместе с экипажем он пропал без вести при попытке совершить перелет Москва-Северный полюс-Фэрбанкс на экспериментальной модели самолета.
Связь с экипажем прервалась в 14:49 по Москве 13.08.1937 года. В последнем официально принятом сообщении — сведения о крайне неблагоприятных метеоусловиях и отказе двигателя.
Организованные СССР и США поиски были безрезультатны. Существует несколько версий крушения самолета Леваневского, но до сих пор ни одна из них не получила подтверждения.
Василий Молоков
Василий Сергеевич Молоков (13.02.1895-29.12.1982) — в 1915 году был призван на службу еще в Российской империи. Последовательно сменил «профессии» матроса, стрелка морского батальона, помощника бортмеханика, моториста морской авиации.
В рядах Красной Армии с 1918 года. После Гражданской войны проходил обучение в Школе морской авиации (Нижний Новгород) и Объединенной школе морских летчиков (Самара).
В 1923-1924 годах обучался в высшей военной школе красных морских летчиков (Севастополь). Затем остался в ней в качестве инструктора. У него проходили обучение трое из первой семерки Героев Советского Союза — Доронин, Леваневский и Ляпидевский.
С 1931 года Молоков работает в ВФ. В 1932 году — пилот и командир отряда полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Работал на уже известных трассах, участвовал в разведке и разработке новых маршрутов.
После крушения парохода «Челюскин» был экстренно направлен для усиления спасательного отряда, благодаря своему богатейшему полярному опыту. Именно Молоков эвакуировал больше всех челюскинцев — 39 человек.
Затем продолжил практиковать выдающиеся арктические перелеты. Участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс. Неоднократно представлял СССР на авиавыставках за рубежом.
С 1938 года Молоков — начальник Главного управления ГВФ. В ходе советско-финской обеспечивал снабжение армии всем необходимым. В начале Великой Отечественной успешно «перенаправил» гражданскую авиацию на обеспечение армейских нужд.
Затем был командиром дивизий на Западном и Белорусском фронтах. Участвовал в нескольких наступательных операциях. Войну закончил в звании генерал-майора авиации.
В 1947 году Молоков вышел в запас и вернулся в гражданскую авиацию. Долгое время был председателем Высшей квалификационной комиссии ГВФ, пробовал себя в писательстве. Умер в 1982 году.
К 115-й годовщине со дня рождения Молокова в его родном селе установлен памятник. Его имя носит мыс на острове Земля Франца-Иосифа. Также есть остров Молокова на реке Енисей и улицы во многих городах России и других республиках бывшего СССР.
Николай Каманин
Николай Петрович Каманин (18.10.1908-12.03.1982) — как сам признавался впоследствии, исправил год рождения для поступления в летную школу. На самом деле он родился в 1909 году.
В рядах Красной Армии с 1927 года. Год спустя окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА (Ленинград), еще через год — Вторую военную школу летчиков (Борисоглебск). Служил на Дальнем Востоке, начав с младшего летчика и дослужившись до командира отряда 28-й отдельной авиаэскадрильи.
После крушения парохода «Челюскин» назначен командиром отряда по спасению выживших. Успешно провел всю группу самолетов по протяженному маршруту в крайне сложных метеоусловиях. На собственном самолете Каманин эвакуировал 34 человека.
В 1935 году направлен на обучение в Военно-воздушную академию РККА. Окончив ее с отличием, был назначен командиром 19-й легкобомбардировочной бригады Харьковского авиагарнизона.
Участвовал в советско-финской войне. В 1940 году переведен в Среднюю Азию (Ташкент) в качестве командира 3-й отдельной авиабригады ВВС Среднеазиатского военного округа. Еще через год возглавил 4-ю авиабригаду (там же), участвовал в Иранской операции.
Начав Великую Отечественную войну в Средней Азии, в 1942 году Каманин был переведен на Калининский и Украинский фронт. В дальнейшем соединения под его командованием участвовали во многих наступательных операциях, освобождении от фашистов стран Восточной Европы.
Войну Каманин закончил в звании генерал-лейтенанта авиации. Участвовал в Параде Победы на Красной площади. Удостоен множества наград, в том числе — персональной благодарности И. В. Сталина в приказах (29 раз).
После войны Каманин работал преимущественно в ГВФ и ДОСААФ. С 1960 года руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов, в том числе, был председателем комиссии, принимавшей у них экзамены.
Именно он принял решение считать первым кандидатом на полет в космос Ю. А. Гагарина, а «запасным» — Г. С. Титова. Он же представлял Государственной комиссии первых космонавтов, официально носивших звание «пилот-космонавт ВВС».
После успешного полета Ю. А. Гагарина Каманин сопровождал его в «зарубежном турне». Он активно «лоббировал» идею отправки в космос женщины. С большой долей вероятности можно утверждать, что без его поддержки полет В. В. Терешковой не состоялся бы.
В 1966-1971 годах Каманин занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу. После отставки жил в Москве, умер в 1982 году.
Анатолий Ляпидевский
Анатолий Васильевич Ляпидевский (23.03.1908-29.04.1983) — вступил в Красную Армию в 1926 году. Год спустя окончил Военно-теоретическую школу ВВС (Ленинград), еще через год — Школу морских летчиков (Севастополь).
Служил на Балтийском флоте, был летчиком-инструктором в школе морских летчиков (Ейск). С 1933 года — в запасе, перешел на работу в ГВФ на Дальнем Востоке.
В экспедиции по спасению челюскинцев совершил почти три десятка поисковых полетов в сложнейших метеоусловиях. На собственном самолете эвакуировал первых 12 человек (10 женщин и два ребенка).
В 1935 году вернулся в армию. Во время Великой Отечественной войны возглавлял один из отделов НИИ ВВС, авиационный завод. После войны занимал множество должностей.
Наиболее важные из них — главный контролер Госконтроля СССР, заместитель министра авиапромышленности, первый заместитель начальника КБ-25, заместитель главного инженера ОКБ А. И. Микояна.
В запас Ляпидевский вышел в 1961 году в звании генерал-майора авиации. Умер в 1983 году, не сумев оправиться после простуды. Заболел он, посетив похороны Молокова.
Следующая тройка
Следующие три Героя по «весомости» заслуг не уступают первым семи. Звания они удостоены за один «общий» подвиг.
Георгий Байдуков
Георгий Филиппович Байдуков (27.05.1907-28.12.1994) — в Красную Армию вступил добровольцем в 1926 году. Прошел обучение в Военно-теоретической школе ВВС РККА (Ленинград) и Первой военной школе летчиков.
Службу Байдуков проходил в 20-м отдельном авиаотряде ВВС (Московский военный округ). В 1930 году направлен в НИИ ВВС как летчик-инструктор. Впоследствии был назначен летчиком-испытателем под руководством В. П. Чкалова.
В 30-х годах активно участвовал в испытательных полетах на самолетах-истребителях новых конструкций, в том числе, в Арктике. Успешно совмещал это с писательской деятельностью.
Звание Героя получил после беспосадочного перелета по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский-остров Удд в устье Амура через Северный Ледовитый океан в качестве второго пилота (протяженность маршрута — 9374 км, время в полете — 56 часов 20 минут).
Байдуков участвовал в советско-финской войне. С ноября 1941 года — вновь в рядах РККА (последовательно на Калининском, Степном, Воронежском, Украинском, Белорусском фронтах). После Великой Отечественной остался на командных должностях в ВВС и ГВФ.
В 50-70-х был одним и главных участников создания системы и войск ПВО СССР. В отставку вышел в 1988 году в звании генерал-полковника авиации. Умер в 1994 году, его имя носят улицы в российских, украинских, белорусских городах.
Александр Беляков
Александр Васильевич Беляков (21.12.1897-28.11.1982) — призван в армию Российской Империи в 1916 году, участвовал в Первой Мировой войне. В 1919 года в рядах Красной Армии, воевал в дивизии под командованием В. И. Чапаева.
В 1921 году окончил Аэрофотограмметрическую школу (Москва), остался в ней в качестве техника-лаборанта. Постепенно «дорос» до помощника начальника учебного отдела. Одновременно обучался в Московском лесном институте.
В начале 30-х преподавал аэронавигацию в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1935 году возглавил там кафедру штурманской службы.
Одновременно активно принимал участие в дальних и рекордных авиаперелетах. Звания Героя удостоен за тот же перелет, что и Байдуков. Он совершал его в качестве штурмана.
Участвовал в советско-финской войне. В годы Великой Отечественной руководил сначала 1-й Рязанской высшей школой штурманов ВВС, затем (в эвакуации) — Высшей школой штурманов и летчиков авиации дальнего действия.
Беляков подготовил более 300 «ночных» экипажей и 800 авиационных штурманов. В действующей армии (Украинский и Белорусский фронт) он оказался только в 1945 году для стажировки и получения боевого опыта.
После войны возглавлял штурманский факультет Военно-воздушной академии. В отставку вышел в 1960 году в звании генерал-лейтенанта авиации. Перешел на работу в МФТИ, до конца жизни возглавлял там военную кафедру.
Службу и должность в институте Беляков успешно совмещал с «художественным» описанием собственных экспедиций и написанием научных трудов по аэронавигации. За свою научную деятельность «заработал» звания доктора географических наук и профессора.
Умер в 1982 году. Имя Белякова носят улицы в российских, белорусских и украинских городах. В его честь назван остров в Охотском море и горный пик в Дагестане. Он является почетным гражданином Ногинска и Николаевска-на-Амуре.
Валерий Чкалов
Валерий Павлович Чкалов (02.02.1904-15.12.1938) — «загорелся» мечтой об авиации с 15 лет. Уехав в Нижний Новгород из родного села, по совету односельчанина вступил в РККА, начал работать в авиапарке учеником слесаря-сборщика самолетов.
В 1921-1923 годах прошел обучение в Теоретической школе авиации РКВФ РСФСР (Егорьевск). Продолжил его во 2-й военной школе летчиков Красного воздушного флота (Борисоглебск).
Закончив его, был направлен в Москву для освоения боевых самолетов. С 1924 года проходил обучение в Серпухове, в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания (под руководством летчика-инструктора М. М. Громова).
Окончив обучение, направлен на службу в Ленинград. Проявил себя как отважный и умелый летчик, однако, регулярно отстранялся от полетов и получал взыскания за рискованные действия. Были и более серьезные последствия проблем с дисциплиной — год лишения свободы по приговору военного трибунала за выход на службу в пьяном виде.
В 1927 году успешно прошел курсы совершенствования летного мастерства (Липецк). Участвовал в параде в честь 10-летней годовщины Октябрьской революции в Москве. В конце того же года сменил место службы — был отправлен в Брянск.
Там вскоре совершил аварию, врезавшись в провода. Командование авиабригады обвинило Чкалова в лихачестве и многократных нарушениях дисциплины. Военным трибуналом он был вновь осужден (наказание в виде лишения свободы сроком на год), уволен из РККА.
Однако уже через месяц по ходатайству К. Е. Ворошилова и Я. И. Алксниса наказание заменили на условное. Чкалов вернулся в Ленинград, работал в местном Осовиахиме. В 1930 году был восстановлен в армии.
Работая в НИИ ВВС РККА, совершил более 800 испытательных полетов на самолетах 30 разных типов. С 1933 года Чкалов вновь в запасе, но продолжает испытательные полеты на самолетах новейших конструкций на Московском авиационном заводе № 39.
Звание Героя Советского Союза получил как командир экипажа сверхдальнего беспосадочного перелета Москва-остров Удд совместно с Байдуковым и Беляковым. Также Чкалов был командиром экипажа самолета, впервые совершившим беспосадочный перелет из Москвы в США (Ванкувер, штат Вашингтон) через Северный полюс.
Далее испытательные полеты Чкалова становились все более рискованными и опасными для жизни. Яркий пример — полет на облегченном варианте самолета И-16 с мотором М-62И. Неполадки в моторе вынудили летчика совершить аварийную посадку, он получил ранения.
Погиб Чкалов в ходе еще одного испытательного полета на новом истребителе И-180, конструкция которого «грешила» многочисленными дефектами и «недоделками». Однако полет все же назначили на 15 декабря, желая успеть до конца года.
Изначально все шло неплохо, однако при заходе на посадку отказал двигатель. Чкалов, демонстрируя чудеса мастерства и самообладания, смог увести самолет от жилых домов и почти совершил посадку, но он зацепился за электрические провода.
В результате его выбросило из кабины. Ставшие свидетелями катастрофы рабочие автобазы отправили Чкалова в больницу, однако там он скончался от полученной черепно-мозговой травмы. Эта смерть повлекла за собой многочисленные аресты и суровые приговоры лицам, причастным к организации полета.
Существует версия, согласно которой, смерть Чкалова — не несчастный случай, а результат целенаправленных действий НКВД. Ее озвучила дочь летчика, Валерия Валерьевна, обвиняя в смерти отца И. В. Сталина и Л. П. Берию.